Найти в Дзене
Turizm

Вернутся ли когда-нибудь в небо законсервированные сверхзвуковые «Конкорды»?

Оглавление

На пути возрождения легендарного сверхзвукового самолета Concorde сегодня множество препятствий: технических, финансовых, правовых… Однако варианты однажды вернуться к полетам до сих пор существуют.

Concorde ― мгновенно узнаваемый самолет, причем даже теми, кто никогда авиацией не интересовался. Это второй коммерческий пассажирский авиалайнер, способный развивать сверхзвуковую скорость. Первым же стал советский Ту-144, незадолго до этого получивший все необходимые документы.

Фото: Ту-144
Фото: Ту-144

Всего успели построить 20 «Конкордов», и только 14 из них побывали в коммерческой эксплуатации. Остальные шесть стали прототипами, которые производитель использовал для дальнейших разработок.

Фото: Concorde Air France
Фото: Concorde Air France

Прошло уже почти 20 лет с момента последнего полета, но есть ли хоть какая-то вероятность того, что Concorde сможет летать снова?

История легендарного самолета

В начале 1960-х годов правительства Великобритании и Франции договорились о разработке самолета, способного летать быстрее скорости звука. Разработка продолжалась на протяжении 1960-х и 1970-х годов, прежде чем прототип поднялся в воздух в 1969 году. Первый коммерческий полет состоялся в 1976 году.

Фото: Concorde Air France
Фото: Concorde Air France

Заказы начали поступать практически сразу, и более десятка авиакомпаний проявили реальную заинтересованность в покупке нового диковинного лайнера. Однако сложилось так, что многие из них были отменены из-за экологических и экономических факторов, в том числе из-за энергетического кризиса 1973 года.

Фото: Concorde British Airways
Фото: Concorde British Airways

В конечном итоге только две авиакомпании эксплуатировали Concorde ― British Airways и Air France.

14 коммерческих «Конкордов» распределились между ними поровну: семь оказалось у British Airways и семь у Air France. Сверхзвуковая скорость позволила сократить запланированное время полета из Лондона в Нью-Йорк до 3,5 часов.

То есть из-за разницы во времени пассажиры приземлялись в Нью-Йорке раньше, чем вылетали из Лондона.

Фото: Concorde Air France
Фото: Concorde Air France

British Airways и Air France продолжали эксплуатировать самолет до его крушения в Париже в июле 2000 года, в результате которого все «Конкорды» отправили на стоянку на время расследования инцидента.

-7

British Airways вновь представила Concorde в сентябре 2001 года, но экономическая эффективность эксплуатации Concorde и спад авиаперевозок после 11 сентября привели к тому, что British Airways и Air France окончательно вывели из эксплуатации свои авиапарки.

Последний полет «Конкорда» состоялся в ноябре 2003 года.

Где сегодня хранятся все эти самолеты?

-8

После того как Concorde был выведен из эксплуатации, сохранившиеся образцы самолета стали в основном музейными экспонатами, будучи при этом в различной степени сохранности. Многие из них находятся в отличном состоянии, а к некоторым даже подключены все четыре двигателя.

-9

Один из самолетов Concorde Air France частично работал после выхода на пенсию, чтобы помочь в расследовании авиакатастрофы.

На перроне лондонского аэропорта Хитроу хранится еще один бывший Concorde British Airways. Однако у этого экземпляра культового реактивного лайнера давно уже удалили двигатели и все внутренности.

-10

У «Конкорда» в Национальном музее авиации в Шотландии пришлось снять крылья, чтобы доставить его на место по воде.

-11

Корпуса Concorde в Смитсоновском музее в Вашингтоне и на Барбадосе сохранились в отличном состоянии. Однако несмотря на эффективные меры по консервации, ни один из этих «Конкордов» и близко не проходит по требованиям летной годности.

-12

Так, есть ли шанс у законсервированного «Конкорда» снова оказаться в небе?

В наши дни в эксплуатации нет современных коммерческих авиалайнеров, которые могли бы сравниться по скорости и великолепию с Concorde. Правда, с тех пор как он вышел на пенсию, проводились шумные кампании за то, чтобы «Конкорд» снова начал летать. В парижском аэропорту Ле Бурже стоят два самолета «Конкорд», при чем один из них наиболее хорошо сохранился и, по словам специалистов, почти готов к полетам.

-13

Тем не менее, даже этот самолет требует значительных инвестиций.

Во-первых, техническое обслуживание Airbus было прекращено после того, как лайнер вышел из эксплуатации, а значит, запасные части не производятся.

Во-вторых, поскольку «Конкорд» был снят с эксплуатации аж 20 лет назад, в отрасли остается все меньшее число людей, имеющих опыт работы с этим самолетом.

В-третьих, даже если бы технические и нормативные вопросы удалось решить, было бы трудно обосновать экономическую целесообразность повторного запуска Concorde и интеграции его в парк современной авиакомпании.

-14

В общем, проблемы, связанные с производством и сертификацией новых деталей, поддержанием лицензированного летного состава, способного управлять самолетом, а также текущим техническим обслуживанием и консервацией, навевают в отрасли пессимистические чувства. Мол, с момента последнего полета в 2003 году мы не приблизились к тому, чтобы снова увидеть Concorde в небе.

Тем не менее, восстановить сохранившийся экземпляр «Конкорда», чтобы он снова мог летать, технически возможно, и в этом заинтересовано несколько групп бизнесменов, готовых вложиться в проект.

Так, еще в 2010 году СМИ сообщили, что запущен проект стоимостью 15 миллионов фунтов стерлингов по возвращению в воздух бывшего лайнера Air France Concorde. У бизнеса было желание показать уникальный самолет на Церемонии открытия Олимпийских игр 2012 года, но этому так и не суждено было осуществиться.

-15

Кроме того, Concorde мог вернуться в небо под флагом Virgin Atlantic, если бы ее основатель Ричард Брэнсон в 2003 году «не пожадничал» за самолет 1 (Один!) фунт стерлингов. Вот тогда бы мы увидели настоящую конкуренцию с извечным соперником British Airways!

Будущее сверхзвуковой авиации

Хотя шансов у «Конкорда» пережить второе рождение немного, существуют серьезные перспективы возвращения сверхзвуковых полетов в коммерческую сферу. Несколько компаний на разных континентах проводят исследования и разрабатывают концепты, позволяющие вновь придать настоящую скорость гражданской авиации.

Фото: Overture (Boom Supersonic)
Фото: Overture (Boom Supersonic)

Наиболее заметным претендентом является Boom Supersonic со своим детищем Overture. Компания добилась значительного прогресса в проведении испытаний самолетов в преддверии открытия нового суперзавода в Северной Каролине. Boom ожидает, что ее лайнеры начнут перевозить пассажиров к 2029 году.

Фото: Destinus
Фото: Destinus

Частная швейцарская компания Destinus работает над водородными моделями, чтобы внедрить 90-минутные трансатлантические перелеты со скоростью 5 Махов. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2030-е годы.

Тем не менее, именно Concorde и Ту-144 проложили путь к этим идеям около полувека назад.