Автомобили Porsche — это далеко не всегда спорткары и победы в гонках. Время от времени немецкие инженеры удивляли высокотехнологичным оружием, сельхозтехникой или даже проектами автомобиля, который никогда не сломается. Сегодня в рубрике «Старые, но не бесполезные» рассказ о Porsche FLA, который был создан для того, чтобы спасти все автомобили мира от вымирания.
Концепт придумали во имя спасения всех автомобилей мира
Окончание так называемого «золотого века автомобиля» принято связывать с первым глобальным топливным кризисом. Сам по себе он длился недолго — эмбарго ОПЕК на продажу нефти в страны западного мира действовало лишь с осени 1973-го по весну 1974-го, но последствия этого решения были куда серьёзнее. Дело не только в значительно выросших ценах на бензин, но и в реальной опасности того, что подобное может повториться.
На волне пессимистических настроений вырос спрос на экономичные модели, а в гроб настоящих масл-каров был вбит последний гвоздь. Хотя пессимистические настроения в автопроме появились ещё до 1973-го.
За год до кризиса «Римский клуб» — некоммерческая аналитическая организация — выпустила нашумевшее исследование The limits to growth, «Границы роста». На двухстах страницах учёные со всего мира авторитетно убеждали, что дни автомобилей сочтены. Подсчитав разведанные к тому моменту природные ресурсы и сопоставив их с ростом автомобильного парка, авторы пессимистичного документа предположили, что к началу XXI века на планете не останется металла, каучука и нефти для производства транспортных средств. Всё это звучало очень тревожно.
Главной проблемой актуальных тогда автомобилей эксперты «Римского клуба» назвали не столько высокий расход топлива, сколько ограниченный срок службы — всего-то 10 лет!
И тревожный звоночек не остался незамеченным. За спасение автомобилей взялись инженеры и конструкторы фирмы Porsche.
В Porsche захотели создать автомобиль, который прослужит очень долго
Выводы «Римского клуба» в Цуффенхаузене взяли за точку отсчёта и решили выяснить: возможно ли в принципе построить автомобиль, который не потеряет актуальности потребительских качеств и жизнестойкости даже спустя четверть века?
Проект так и назвали — Forschungsprojekt Langzeit Auto. Это можно перевести как «долгосрочное исследование автомобилей» или «долгоиграющий автомобиль». Для краткости громоздкое наименование сократили до FLA. Под этим именем революционный концепт-кар и появился на фирменном стенде Porsche Франкфуртской выставки 1973 года.
На тот момент он точно не был похож ни на один концепт в мире. Хотя бы потому, что у Porsche FLA не было… кузова!
Отсутствие панелей кузова стало фишкой концепта
Больше всего FLA напоминал огромную клетку, внутри которой размещались четырёхместный салон, силовой агрегат и подвеска. Неожиданный форм-фактор кузова немцы выбрали исключительно для наглядности. Если бы проект FLA пошёл в серию, то его наготу прикрыли бы кузовными панелями из алюминия.
Силовая структура несущего кузова, выполненная из сплава хрома, никеля и железа, не только обеспечивала необходимую жёсткость, но и обладала отменными антикоррозионными качествами. Кузов из алюминия, если бы он был, тоже не боится ржавчины. Сразу одной проблемой меньше!
Этот Porsche не задумывался быстрым или интересным для водителя
Удивительным по меркам Porsche был и двигатель концепта. Его создавали не ради мощности, а ради высокого ресурса! Вот почему Porsche FLA получил 2,5-литровую рядную «шестёрку» мощностью всего 75 л.с. Ошеломительной динамики от машины не требовалось, зато сравнительно большой рабочий объём гарантировал отличную эластичность и низкую нагрузку. Максимальную мощность FLA развивал уже на 3500 об/мин, а такой характер мотора — синоним повышенного ресурса.
Инженеры Porsche создали и особую систему охлаждения, благодаря которой двигатель максимально быстро выходил на оптимальную рабочую температуру — ещё одно готовое решение проблемы холодного пуска с риском масляного голодания. На максимальную надёжность работали также увеличенный объём масла и улучшенные фильтры.
Даже трёхступенчатая автоматическая коробка передач должна была увеличить срок службы автомобиля. Потому что немцы не доверяли среднестатистическому водителю, который, по их мнению, обязательно будет жечь сцепление и ошибаться в переключениях.
Плюс ко всему на автомобиле использовали бесконтактную систему зажигания и свечи с напайкой из серебра. В этом Porsche FLA опередил современников.
Значительное внимание уделили вопросам вторичной переработки автомобильных компонентов (именно поэтому использовали бы алюминиевые кузовные панели, а не стеклопластик), а также простоте обслуживания и лёгкости замены или ремонта компонентов.
В итоге расчётный срок службы Porsche c заводским индексом Type 296 приближался к 30 годам!
Да, он правда похож на «восьмёрку»
Дизайн, возможно, не самая сильная сторона Porsche FLA, но любопытные моменты имеются. Помимо стильных колёс фирмы Fuchs, обращает на себя внимание трёхдверный кузов хэтчбек, который вызывает множество ассоциаций.
В Германии сразу вспоминают проект сменщика VW Beetle — трёхдверный AE266, разработанный теми же инженерами Porsche: задняя оптика у двух прототипов одинаковая. Американцы видят в FLA черты универсала AMC Pacer, который выйдет на рынок лишь в конце 1970-х. Ну а россияне узнают в «вечном автомобиле» вазовскую «восьмёрку», которая дебютировала 10 лет спустя.
Учитывая, что инженеры из Цуффенхаузена приложили руку к первой переднеприводной Ладе, выводы напрашиваются сами собой.
Проект спасения автомобильного рынка так никому и не пригодился
Уже на стадии разработки немцы поняли, что построить долгоиграющий автомобиль — это одно, а сделать его доступным — совершенно другое. Масштаб инвестиций в проект означал, что серийная версия FLA обошлась бы покупателям в цену Роллс-Ройса, а по динамике и простору этот автомобиль мало чем отличался бы от Renault 16.
Вскоре после дебюта концепта во Франкфурте Porsche начала активно искать покупателей, предлагая FLA со всеми потрохами другим автопроизводителям. Но никто не заинтересовался.
В итоге судьба сама отправила клетку на колёсах в экспозицию фирменного музея Porsche, где Type 296 находится до сих пор.