Предыдущую статью про Азовские шхуны мы закончили фразой: "Самым крупным судовладельцем паровых шхун на Азовье был Ростовский купец Х.Феофани". Смотрим его флот, его корабли.
"Паровая двухмачтовая винтовая шхуна «Антрацит»
В 1891 году числится в порту Ростова-на-Дону за № 1060
Владелец почетный гражданин Иван Кошкин
В 1916 году приписана к п. Ростов – на - Дону № 1060
Судовладелец Х.А. Феофани
Построена 1889 году в г. Ростов-на-Дону на заводе Пастухова
Позывной сигнал (З.Р.О.К. )
Корпус стальной с дв. дном
Размеры 198,50 х 31,00 х11,05 английских футов
Вместимость полная 613,10 брт
Чистая 391,80 нетто рт
Осадка без груза 3 3\4 фута
Осадка в полном грузу 8 1\2 футов
Двигатель – две вертикальные паровые машины двойного расширения с приводом на два винта
Мощность 320(250) индикаторных сил
Скорость 7 миль в час
Грузоподъемность 51300 пудов"
Самое интересное, что флот его, в основном, строился не на свои деньги, на на "инвестиции". Он был судовладельцем, а, владельцем (тем, кто внес деньги на постройку) было другое лицо. Впрочем, там история сложная.
По данному пароходу указано: "владелец Иван Кошкин", а судовладелец. Х.Феофани. Иван Семенович Кошкин, лицо реальное, сын гласного городской думы, получивший в 1882 году наследство. В 1886 году, Иван Семенович начинает работу под собственным именем и регистрируется, как «христианин, временный, по 1-й гильдии, купец, род торговли – железная» и к концу года вновь делает весомую жертву в пользу города - «Ростовская н.Д., городская Дума ассигновала сумму в 1.700.000 руб. на устройство в городе мостовых. Желающие взять подряд на мостовые были вызываемы через столичные и провинциальные газеты, но предприимчивых людей для выполнения подряда не находилось. В настоящее время, как передают «Харьковские губернские Ведомости» один из гласных думы, владелец каменноугольных шахт, И.С.Кошкин, сделал чрезвычайно выгодное для города предложение: он даёт бесплатно камень для мостовых из принадлежащих ему карьеров, расположенных в 70 верстах от города, с тем, чтобы провоз камня по железной дороге производился на счёт города. Что касается ломки камня, и его обтёсывания в кубики, то эти работы г. Кошкин желает производить на свой счет». В 1887 году Потомственный Почетный гражданин, кавалер орденов Анны и Станислава третьих степеней, имеющий серебряную медаль на Станиславской ленте и знак Красного Креста, как состоящий с 26.06 этого года в качестве почетного попечителя, внёс, как членских взносов на содержание Н.Черкасского Технического училища 1.500 руб., кроме того, в 1888 г. проволоки для ограды вокруг здания училища и «разновременно» 17 вагонов угля на сумму 1050 руб.». Вскоре он тоже становится одним из гласных ростовской Думы. Его железо-скобяные магазины располагаются кроме Ростова, в Одессе, Екатеринодаре, Батуме и Пятигорске. При этом, не смотря на такое направление деятельности магазинов, фактически они продавали: «разных сортов сибирское и южно-русское кровельное, котельное и сортовое железо, сталь, другими металлы, гвозди, винты, оконные и печные приборы, строительные и сельско-хозяйственные инструменты, разные предметы необходимые для домашнего обихода: самовары, ножи и металлическую посуду, москательные товары, растительные масла, краски собственной фабрики, цемент, огнеупорный кирпич и прочие., и вообще всевозможные предметы, необходимые как для обзаведения мастерских, домашних и сельских хозяйств, так и для постройки недвижимостей».
Корабельное дело в его бизнесе не прослеживается до тех пор, пока в нему не приходит Харлампий Афанасьевич Феофани, и не предлагает "совместный бизнес". "Бизнес" начинается с постройки на заводе Д.А.Пастухова в 1888 г. стальной паровой шхуны «Антрацит». Это не зерновая шхуна.
Задачей этого судна, были перевозки угля от ближайших к рудникам пристаней в точки сбыта. Судно способно было одним рейсом перевезти 50 тысяч пудов груза (800 тонн в современном измерении). Смотрим остальные корабли?
флот Кошкина насчитывал 8 «грузовиков». Это, кроме «Антрацита», «Первенец», «Труд», «Энергия», «Екатерина» и «Принцип» и двух пароходов дальнего плавания, «Мечта» и «Доверие», способностью единовременного подъёма до 650 тыс. пудов антрацита 10.400 тонн) и, кроме того, баржи, «Темерник» на 6 тыс. пудов. Но чистая перевозка угля была не столь выгодна, т.к. это дорога в один конец. Во избежание холостых пробегов фирма стала брать попутные грузы в ростовском направлении и вверх по Дону. Но с 1900 года грузовое пароходство стало независимым видом коммерции Кошкина. Им учреждены свои агентства в портах Таганрог, Мариуполь, Бердянск, Керчь, Ялта, Севастополь, Одесса, Николаев, Херсон, Сухум, Поти, Батум и Петербург, заключены договоры с железными дорогами по кавказской, крымской и волжской линиям и пароходствами работающими по Азовско-Черноморско-Балтийской линии. Собственные пароходы Кошкина планировалось выпускать по Кавказскому направлению, до Поти, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю по Крымской линии, до Херсона и до Петербурга через Азовское и Черное моря.
Потом у И.С.Кошкина почему-то начинаются проблемы. Кто-то явно "топил" его бизнес, потому, как проблемы возникали "на ровном месте". Сильно подкосил его 1905 год. По непонятной причине "погромщики" питали особое пристрастие именно к его имуществу.
Был сожжен дом Кошкина на углу Московской и Соборного, ранее перешедший во владение И.С. ещё по родительскому завещанию. В Одессе сгорел один из его пароходов, и не только пароход, но и пакгаузы.
«Конкурсное управление по делам несостоятельного должника И.С.Кошкина предлагает в продажу нижеследующее имущество И.С.К.: пароходы: «Первенец», «Антрацит», «Энергия», «Труд», «Мечта», «Принцип»; рудники: И.С.Кошкина в Александровске – Грушевске; дома: в Ростове н.Д. на Московской ул., на Тургеневской, Береговой, на Воронцовской; дома в Одессе, в Новочеркасске, Пакгауз в Одессе, место в Аксае. В Ростове н.Д.: товары в магазинах, инвентарь ростовского агентства, инвентарь гниловского склада, в Туле: товар и инвентарь; в Николаеве пакгауз, в Поти инвентарь, в Батуме: пакгауз, контора и инвентарь; в Таганроге пакгауз и другие устройства, инвентарь; в Мариуполе: пакгауз и инвентарь; в Керчи: пакгауз, инвентарь и пристань, в Ялте: пакгауз, инвентарь и др.устройства; в Одессе: инвентарь агентства и торговли. Предложения о покупке адресуются на имя конкурсного управления в Ростове н.Д., Пушкинская ул. д. 144, в закрытых пакетах, … в течение двух недель» (ноябрь 1906 года). Часть флота выкупил бывший "оператор" флота Кошкина Х.А.Феофани.
Феофани плотно работал и с другими "инвесторами". Смотрим его флот дальше.
"Паровая двухмачтовая винтовая шхуна «Астреа»
В 1891 году числится в п. Ростов-на-Дону № 990
Владелец Таганрогский купец первой гильдии Марко Вольяно
В 1916 году приписана к п. Ростов – на - Дону № 990
Судовладелец тов. Х.А. Феофани
Построена 1883 году в г. Триест на Тех. Стр. заводе
Позывной сигнал ( М.Т.А.Л. )
Корпус железный ординарный
Размеры 178,40 х 29,80 х 8,55 английских футов
Вместимость полная 399,90 брт
Чистая 278,94 нрт
Осадка без груза 4 1\2 фута
Осадка в полном грузу 8 1\2 футов
Двигатель – две качающиеся паровые машины (машины с качающимся цилиндром) двойного расширения с приводом на два винта
Мощность 120(60) индикаторных сил
Скорость 8 миль в час
Грузоподъемность 36500 пудов"
Марко Вольяно у нас уже фигурировал, когда мы говорили о фирме грека Куппа, корабли которого строились тоже в Триесте.
"Паровая двухмачтовая винтовая шхуна «Харлампий»
В 1916 году приписана к п. Ростов – на - Дону № 1258
Судовладелец Х.А. Феофани
Построена 1904 году в г. Сира
Позывной сигнал ( М.Т.Г.В. )
Корпус железный ординарный
Размеры 182,90 х 24,90 х 10,25 английских футов
Вместимость полная 417,30 брт
Чистая 231,71 нрт
Осадка без груза 5 1\2 футов
Осадка в полном грузу 9 1\2 футов
Двигатель – две вертикальные паровые машины двойного расширения с приводом на два винта
Мощность 200 индикаторных сил
Скорость 8 миль в час
Грузоподъемность 38000 пудов"
Данных нет, ничего не могу сказать. Хотя... почему нет? Кое-что есть.
"После окончания работ по прорытию Суэцкого канала землечерпательные снаряды и грязеотвозные шаланды были проданы администрацией канала. Ростовский судовладелец Х.А.Феофани купил 3 грязеотвозных шаланды, переделал их в грузовые шхуны и назвал их ХРИСИ, ХАРЛАМПИЙ и АФАНАСИЙ ФЕОФАНИ. Они занимались рейдовыми перевозками (перевозили зерно из Ростова и др. портов на Таганрогский рейд)". Ну, на самом деле Суэцкий канал строили в несколько этапов, и "финальные аккорды Суэцкой симфонии" прозвучали уже после войны, но не суть важно. Про дальнейшую судьбу "Харлампия" данных нет (пока не нашел).
Паровая двухмачтовая винтовая шхуна «Хриси»
В 1916 году приписана к п. Ростов – на - Дону № 1259
Судовладелец Х.А. Феофани
Построена 1904 году в г. Сира
Позывной сигнал ( М.Т.Г.Д. )
Корпус железный ординарный
Размеры 180,00 х 25,00 х 10,45 английских футов
Вместимость полная 402,82 брт
Чистая 225,50 нрт
Осадка без груза 6 футов
Осадка в полном грузу 10 футов
Двигатель – две вертикальные паровые машины двойного расширения с приводом на два винта
Мощность 200 индикаторных сил
Скорость 8 миль в час
Грузоподъемность 36000 пудов
С "Хриси" история друга: она была "мобилизована" и в 1920 году "засветилась" в Босфоре. Эпос таков: на "Хриси" уходили на чужбину кадеты Крымского кадетского корпуса (насколько добровольно, это отдельный вопрос). О подрастающем поколении "позаботились" так, что ребята четверо суток ничего не ели. В связи с тем, что была выпита даже котельная вода. Судно дало сигнал бедствия. Далее идет цитата:
"На их зов ответили: к ним подошло судно с изысканными европейскими дамами и джентльменами и одним русским, чиновником Земского Союза, прожигающим деньги в спокойном Константинополе. Кадетам была предложена еда, но исключительно при условии съёмки процесса для «привлечения внимания солидных английских кругов». Пересечь Чёрное море на забитом до отказа судне при скудном пайке – это не в офисе днями страдать, если обобщить немного. Отказаться не могли, да и ещё не понимали, в чём дело.
И вот тогда эти изысканные леди стали бросать на палубу и стоящих на ней кадетов куски хлеба. Бросились было самые юные кадеты, которым пришлось тяжелее всего при эвакуации, но дисциплина Русской армии не оставляла эмигрантов (и не оставит многих и дальше, честно говоря). Старший кадет вернул их к спокойствию: «Не прикасаться к этому хлебу! Не видите, что ли, эти халдеи хотят вызвать среди нас свалку, чтобы потом показывать у себя в Англии, как «русские дикари» дерутся из-за еды!»
Не двигались кадеты, не реагировали ни на хлеб, ни на сигареты, и вскоре судно с жаждавшими представления особами из «высшего света» отправилось восвояси".
Что я могу сказать... Респект ребятам, позор тем, кто организовывал этот "исход" (ибо, исходя из воспоминаний бывших кадетов, их загнали на корабль отнюдь не добровольно). Ладно, смотрим дальше.
Паровая двухмачтовая винтовая шхуна «Афанасий Феофани»
В 1916 году приписана к п. Ростов – на - Дону № 1200
Судовладелец Х.А. Феофани
Построена 1904 году в г. Порт Саид
Позывной сигнал ( М.Т.А.И. )
Корпус стальной, ординарный
Размеры 201,10 х 24,50 х 10,85 английских футов
Вместимость полная 482,00 брт
Чистая 336,03 нрт
Осадка без груза 6 футов
Осадка в полном грузу 10 футов
Двигатель – две вертикальные паровые машины двойного расширения с приводом на два винта
Мощность 200 индикаторных сил
Скорость 8 миль в час
Грузоподъемность 44000 пудов
" В 1914-16гг. была реквизирована царским пр-вом и включена в состав Тральной Бригады ЧФ как тщ Т-237 (с 1917г. Т-337 ).
Ряд источников указывает: "Судьба ее после 1917г. неизвестна". Ну, почему же не известна. Кое-что известно. 10 июня 1018 г в Таганрогском заливе Азовского моря "Афанасий Феофани", захваченный австрийцами в марте 1918 г в Одессе, с австрийским комендантом Мариуполя линиеншифкапитэном Марчетти на борту, было встречено кораблями красной флотилии — сторожевым кораблём "Ястреб" и тральщиком Т-260 "Адольф". Почти без выстрелов "Афанасий" был взят в плен.
Потом он стал пароходом "Бельбек" Азовского пароходства, и служил до 1955 года.
Но мы еще не закончили свой рассказ об этом судовладельце (продолжение следует)