Найти тему
Вездеход

Атомный вездеход: гениальное творение советских инженеров

ТЭС-3, фото из открытых источников
ТЭС-3, фото из открытых источников

В наши дни топливом для вездеходов является дизельное или бензиновое топливо. Идет активное внедрение электрической тяги и моторов на водородном топливе. В России, как и в остальном мире, отсутствует лишь вездеходная техника с ядерными установками. Но если на Западе создать их местные инженеры просто не смогли, то в нашей стране они существовали.

ТЭС-3 (макет), фото из открытых источников
ТЭС-3 (макет), фото из открытых источников

В середине 1950-х годов прошлого века во всем мире шла настоящая атомная гонка: строились АЭС, совершенствовалось ядреное оружие. Позднее ядерное топливо активно использовалось в космонавтике. А в 1959 году СССР создал первый в мире атомный ледокол «Ленин». Одновременно на необъятных и настолько же неприступных просторах Урала и Сибири шла стройка заводов-гигантов и разработка месторождений полезных ископаемых. Для этой работы, как воздух, требовались, с одной стороны вездеходы, а с другой стороны - дешевый и мощный источник электроэнергии.

ТЭС-3, фото из открытых источников
ТЭС-3, фото из открытых источников

Для решения этой задачи власти страны обратились к Министру среднего машиностроения Ефиму Павловичу Славскому. Специалисты его ведомства предложили построить передвижные мини атомные электрические станции на гусеничном ходу. В 1960-м году - был создан первый уникальный образец этой техники под оригинальным названием ТЭС-3. Это был самый настоящий атомный вездеход на шасси от танка Т-10. Весила передвижная АЭС 310 тонн. Сам реактор размещался на 4-х платформах. Тип установки ВВЭР - с мощностью до 8,8 МВт. Установка имела возможность автономной работы до 250 суток. Причем в день расходовалось всего 14 граммов урана 235. В эксплуатацию ТЭС-3 была запущена в 1961 году. Но затем из-за сложностей с ее технической эксплуатацией и дефицитом квалифицированных кадров, программа была свернута. Но не забыта. Позднее, в 1984 году, появилась другая передвижная мобильная АЭС – «Памир-630Д». Все испытания прошли успешно, но реализация не состоялась из-за аварии на Чернобыльской АЭС.

ТЭС-3 (макет), фото из открытых источников
ТЭС-3 (макет), фото из открытых источников

Авто
5,66 млн интересуются