Горьковский автозавод существует с 1932 года, однако его появление – результат большой и долгой работы, которая шла в Нижнем Новгороде два года. От фундамента до полноценных конвейеров: рассказываем, как строили ГАЗ.
Нижний Новгород рассматривался как город для возведения автогиганта наряду с Москвой и Ленинградом. Если бы история распорядилась иначе, мы бы имели второй «Москвич» или Ленинградский автомобильный завод. На решение возвести предприятие именно здесь повлияло несколько факторов. Это удобное расположение: крупные реки Ока и Волга, железнодорожные пути. Это кадровый потенциал – город разрастался, а две столицы и так взяли на себя много функций.
Задумка крупного автомобильного предприятия созрела еще в 1920-х годах. Грандиозные планы должны были осуществиться при помощи автомобильного гиганта – фирмы Ford, продавшей Советскому Союзу лицензии на две свои модели, легковую А и грузовую АА. Более того, обратившись к мировой практике, советские чиновники решили привлечь к проектированию и строительству завода компанию Austin. Соответствующий контракт был подписан в конце третьего десятилетия XX века. К тому времени в США началась Великая Депрессия, и компания Austin фактически спалась от банкротства благодаря контракту с СССР.
Чтобы как можно скорее покрыть дефицит автомобильного транспорта в стране, в поселке Канавино под Нижним еще в период строительства автогиганта на специально организованном Автосборочном заводе №1 Всесоюзного объединения автотракторной промышленности наладили сборку грузовиков Ford AA из американских машинокомплектов: первые машины изготовили в феврале 1930 года. Сегодня такой процесс называется SKD-сборкой. В дальнейшем, после пуска автогиганта, бывший автосборочный завод вольется в состав ГАЗа на правах филиала и будет выпускать автобусы, пикапы, трехосные грузовики, самосвалы и другую мелкосерийную продукцию.
За несколько месяцев до закладки первого камня начала издаваться газета «Автогигант». Печатное СМИ сыграло большую роль в пропаганде стройки и объединении коллектива. Газета писала про будущий город-сад в нынешнем Автозаводском районе, про будни Автостроя. Эффект был значительный: на стройку съезжались люди с разных городов, чтобы поучаствовать в масштабном деле.
В основном это были деревенские жители – мужчины. Однако находились и те, кто хотел сбежать из городской тесноты на вольную стройку, в поле. Среди тех, кто трудился в Нижнем, были и девушки. Поначалу им не доставалось места в обойме рабочих, но затем представительницы прекрасного пола пополнили ряды работяг женскими бригадами.
Стройка шла непросто. В середине 1930 года отставание от плановых показателей было двукратным. Но общий энтузиазм и стремление сделать свою работу хорошо и в срок взяли верх: советские и иностранные строители смогли выполнить план. Большую роль сыграли ударники производства: стахановцы, окрыленные идеями революции, строили светлое советское будущее своими руками. В историю завода навсегда вписаны имена Виктора Сорокина, Сергея Власова и других тружеников города.
Финальные дни прошли в аврале: за несколько месяцев предстояло смонтировать более 6 тысяч станков и агрегатов, 8 тысяч электромоторов. Особенно ударно работали в октябре 1931 года: чтобы успеть к обозначенной дате, работали и день, и ночь. Все получилось: к 1 января 1932 года автогигант был готов. Ценой огромных усилий завод начал жить, огласив гудком начало своей работы в первый день нового года.