В журнале «Крылья Родины» №12 за 1985 год была опубликована статья конструктора И. Вахрушева о легком спортивном самолете А-11М «Гамлет». В статье было подробно рассказано о конструкции нового самолета разработанного М. Волынцом и И. Вахрушевым. Предоставляю слово автору:
«Спортивный А-11М «Гамлет»
В молодежном конструкторском бюро «Аэропракт» идея создания легкого самолета для воздушной акробатики вынашивалась давно. Только в 1982 году, когда у нас за плечами был опыт, накопленный при работе над тремя учебными планерами, гидромотопланером, тремя легкими самолетами, глиссером и двухместным гидросамолетом, мы вплотную занялись пилотажным А-10 с двигателем «Вихрь-30». В ходе предварительного проектирования, которое велось М. Волынцом и И. Вахрушевым, было принято решение заменить двигательную установку на более мощную – от мотоцикла «Че Зет» (40 л.с. при 6600 об/мин).
После испытаний, весной 1983 г. самолет был доработан – на двигатель установили редуктор, воздушный винт заменили на большего диаметра, заменили и переднюю стойку шасси. У модифицированного самолета, переименованного в А-11М «Гамлет», улучшились взлетные характеристики, скороподъемность возросла до 2,5 м/с. Максимальная скорость – 150 км/ч, крейсерская – 100 км/ч.
Самолет А-11М принимал участие в смотре-конкурсе СЛА-84 и получил высокую оценку технической комиссии. Облет А-11М произвел летчик-испытатель В. Заболотский.
Коротко о конструкции.
Фюзеляж – деревянный. Стрингеры из сосны, обшивка – фанерная, толщиной 1-1,5 мм. Передний трехслойный шпангоут, выполняющий роль противопожарной перегородки, из 0,5-мм дюраля с сотовым заполнителем. Капот двигателя стеклопластиковый. Остекление фонаря кабины из плоских панелей 2-мм оргстекла окантовано углепластиком КМУ-3. Для фонаря, открывающего вперед, предусмотрен аварийный сброс.
Крыло стеклопластиковое, наразъемное. Его профиль Вортман EXS02-196 модифицированный. По всему размаху крыла – навесной элерон-закрылок типа Юнкерс. Угол поперечного V-3°. Обшивка отформована из двух слоев стеклоткани Т-10-80, волокна уложены под углом 45°. Нервюры из пенопласта ПС-1-150. Элерон-закрылок из пенопласта ПС-4-40, его лонжерон из углепластика, обшивка из стеклоткани.
Оперение по конструкции аналогично крылу. Цельноповоротное горизонтальное оперение выполнено посредством жестких тяг, рулем направления – тросовое.
Шасси трехколесное, с поворотной передней стойкой. Основные колеса тормозные. Амортизатор передней стойки масляно-воздушный, основные стойки – стеклопластиковая рессора. Все пневматики одинаковы, их размер 250х110 мм.
Двигатель одноцилиндровый, воздушного охлаждения, рабочим объемом 400 см³ изготовлен на базе мотоциклетного «Че Зет». Редуктор понижает обороты на винт до 2500 об/мин, при этом мощность двигателя 40 л.с. Топлива из бака емкостью 24 литра, расположенного под ногами пилота, подается в двигатель мембранным насосом.
© И. Вахрущев
Источники:
И. Вахрущев – Спортивный А-11М «Гамлет», журнал «Крылья Родины» №12 за 1985 год