Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Листая старые журналы – «Спортивный А-11М «Гамлет», журнал «Крылья Родины» №12 за 1985 год

В журнале «Крылья Родины» №12 за 1985 год была опубликована статья конструктора И. Вахрушева о легком спортивном самолете А-11М «Гамлет». В статье было подробно рассказано о конструкции нового самолета разработанного М. Волынцом и И. Вахрушевым. Предоставляю слово автору:

«Спортивный А-11М «Гамлет»

В молодежном конструкторском бюро «Аэропракт» идея создания легкого самолета для воздушной акробатики вынашивалась давно. Только в 1982 году, когда у нас за плечами был опыт, накопленный при работе над тремя учебными планерами, гидромотопланером, тремя легкими самолетами, глиссером и двухместным гидросамолетом, мы вплотную занялись пилотажным А-10 с двигателем «Вихрь-30». В ходе предварительного проектирования, которое велось М. Волынцом и И. Вахрушевым, было принято решение заменить двигательную установку на более мощную – от мотоцикла «Че Зет» (40 л.с. при 6600 об/мин).

Самолет А-11М «Гамлет»
Самолет А-11М «Гамлет»

После испытаний, весной 1983 г. самолет был доработан – на двигатель установили редуктор, воздушный винт заменили на большего диаметра, заменили и переднюю стойку шасси. У модифицированного самолета, переименованного в А-11М «Гамлет», улучшились взлетные характеристики, скороподъемность возросла до 2,5 м/с. Максимальная скорость – 150 км/ч, крейсерская – 100 км/ч.

Самолет А-11М «Гамлет»
Самолет А-11М «Гамлет»

Самолет А-11М принимал участие в смотре-конкурсе СЛА-84 и получил высокую оценку технической комиссии. Облет А-11М произвел летчик-испытатель В. Заболотский.

Коротко о конструкции.

Фюзеляж – деревянный. Стрингеры из сосны, обшивка – фанерная, толщиной 1-1,5 мм. Передний трехслойный шпангоут, выполняющий роль противопожарной перегородки, из 0,5-мм дюраля с сотовым заполнителем. Капот двигателя стеклопластиковый. Остекление фонаря кабины из плоских панелей 2-мм оргстекла окантовано углепластиком КМУ-3. Для фонаря, открывающего вперед, предусмотрен аварийный сброс.

Самолет А-11М «Гамлет»
Самолет А-11М «Гамлет»

Крыло стеклопластиковое, наразъемное. Его профиль Вортман EXS02-196 модифицированный. По всему размаху крыла – навесной элерон-закрылок типа Юнкерс. Угол поперечного V-3°. Обшивка отформована из двух слоев стеклоткани Т-10-80, волокна уложены под углом 45°. Нервюры из пенопласта ПС-1-150. Элерон-закрылок из пенопласта ПС-4-40, его лонжерон из углепластика, обшивка из стеклоткани.

1. Воздушный винт; 2. Редуктор; 3. Мотор «Че Зет»; 4. Моторама; 5. Шпангоут – противопожарная перегородка; 6. Бак; 7. Заправочная горловина; 8. Доска приборов; 9. Ручка управления; 10. Пружинное загрузочное устройство; 11. Замок фонаря; 12. Тяга на горизонтальное оперение; 13. Тяга рулей поворота; 14. Педали; 15. Сливная горловина; 16. Крыло; 17. Сиденье пилота; 18. Ручка механизма триммерного эффекта; 19. Указатель скорости; 20. Акселерометр; 21. Указатель поворота и скольжения; 22. Указатель температуры головки цилиндра; 23. Вариометр; 24. Указатель высоты; 25. Педаль; 26. Сектор газа; 27. Ручка управления зависанием элеронов; 28. Пол кабины; 29. Топливомер; 30. Ручка управления.
1. Воздушный винт; 2. Редуктор; 3. Мотор «Че Зет»; 4. Моторама; 5. Шпангоут – противопожарная перегородка; 6. Бак; 7. Заправочная горловина; 8. Доска приборов; 9. Ручка управления; 10. Пружинное загрузочное устройство; 11. Замок фонаря; 12. Тяга на горизонтальное оперение; 13. Тяга рулей поворота; 14. Педали; 15. Сливная горловина; 16. Крыло; 17. Сиденье пилота; 18. Ручка механизма триммерного эффекта; 19. Указатель скорости; 20. Акселерометр; 21. Указатель поворота и скольжения; 22. Указатель температуры головки цилиндра; 23. Вариометр; 24. Указатель высоты; 25. Педаль; 26. Сектор газа; 27. Ручка управления зависанием элеронов; 28. Пол кабины; 29. Топливомер; 30. Ручка управления.

Оперение по конструкции аналогично крылу. Цельноповоротное горизонтальное оперение выполнено посредством жестких тяг, рулем направления – тросовое.

Шасси трехколесное, с поворотной передней стойкой. Основные колеса тормозные. Амортизатор передней стойки масляно-воздушный, основные стойки – стеклопластиковая рессора. Все пневматики одинаковы, их размер 250х110 мм.

Двигатель одноцилиндровый, воздушного охлаждения, рабочим объемом 400 см³ изготовлен на базе мотоциклетного «Че Зет». Редуктор понижает обороты на винт до 2500 об/мин, при этом мощность двигателя 40 л.с. Топлива из бака емкостью 24 литра, расположенного под ногами пилота, подается в двигатель мембранным насосом.

© И. Вахрущев

Источники:

И. Вахрущев – Спортивный А-11М «Гамлет», журнал «Крылья Родины» №12 за 1985 год