Найти в Дзене
Советы мечтателям

Нужен ли термин «малая авиация»?

Вопрос очень непростой, ведь юридически данный термин отсутствует. Нет в документах «малой авиации», но термин используется и как будто напрашивается на официальное использование. Вообще под «малой авиацией» все подразумевают разные вещи. Кто-то местные рейсы, кто-то – авиаработы. А я, со своего членства в АОПА в давние времена, малой авиацией считаю АОН (авиацию общего назначения). Но каждый прав по-своему. Согласно статье 21 Воздушного кодекса РФ авиация разделяется на три вида – гражданскую, государственную и экспериментальную, а гражданская – на КВП (коммерческие воздушные перевозки), АР (авиационные работы) и АОН.

31 августа в Минтрансе РФ прошло совещание под председательством И. П. Чалика в компании делегаций от Минтранса (в том числе А. В. Самолётов), Росавиации и «авиационного сообщества». Предметом совещания как раз и было внедрение термина «малая авиация» в Воздушный кодекс. Исходя из протокола, посчитали, что «малая авиация» — это, условно, АР + АОН + КВП на вертолётах и самолётах малой вместимости. Посчитали, что законодательство гармоничное и позволяет вести комфортно, как коммерческую, так и некоммерческую деятельность на воздушных судах. Поэтому внедрение нового термина только приведёт к дополнительным затратам бюджета на изменения законодательства, а также программ подготовки авиационного персонала. Да и вообще, законодательство и без этого совершенствуется и шлифуется.

На выходе решили вообще непонятно что, в духе Минтранса и Росавиации. Минтранс должен донести общественности политику государства в сферах КВП, АОН и АР, продолжить работу по гармонизации законодательства (не шучу, слово «гармонизация» встречается раза 4 за 3 страницы протокола), обратиться в Совет Федерации с изложением позиции, что уровень развития отрасли ограничивается только финансовыми возможностями граждан и субъектов РФ (какие молодцы), проработать вопрос необходимости государственного заказа в сферах КВП, АР и АОН, а также введения субсидий в АР, проработать вопрос снижения аэропортовых сборов и тарифов за обслуживание, проработать вопрос создания электронной лётной книжки (а это здесь при чем?), проработать вопрос внесения возможности использования сельхоз земель для посадочных площадок.

Росавиация будет строго исключать из сертификатов эксплуатантов АР воздушных судов, произведенных несертифицированными лицами, и пилотов сверхлёгких воздушных судов, проработает вопрос привлечения выпускников лётных учебных заведений в АР (ага, щас, там на Боинг очередь), разместить на сайте Росавиации раздел Авиационные работы (он частично там есть), проработать вопрос создания системы превентивных мер по безопасности полётов для эксплуатантов АОН (ага, в стиле Росавиации, закрыть и не пущать).

Минтранс с Росавиацией в своём стиле – ужесточить и не пущать. Да ещё и бюджеты тратить. Вообще, просто ввести термин недостаточно. Действительно, Воздушный кодекс полностью охватывает всю отрасль гражданской авиации. Но и унифицирует сертификационные требования. Если кто-то (вряд ли находясь в здравом уме и трезвой памяти) захочет организовать авиакомпанию на трёх Л-410 (а меньше нельзя) для перевозки пассажиров и грузов внутри своего региона, то столкнётся с теми же требованиями, что и перевозчики, создающиеся для перевозки туристов на больших Боингах.

Аэропорты к ним предъявят потом те же требования – буксировка, доставка автобусом, остальные моменты с обслуживанием, что их обслуживание будет золотым. Да и пилоты те же. Выпускнику хочется на Боинг после учёбы сразу, чтобы в форме пройти по салону или по Шереметьево, пить чай/кофе в полёте, смотреть на новые города и страны (я не описываю процесс, а описываю ожидания многих), а не сражаться со стихией приземляясь вручную на посадочную площадку в сердце Якутии, где в суровых условиях можно неделю ждать погоды для обратного вылета.

Поэтому термин «малая авиация» всё же необходим, как и отдельные требования. Авиакомпания с самолётами, выполняющими рейсы на местных воздушных линиях, заслуживает менее строгие структурные требования. Про безопасность полётов – отдельная история, она должна быть не формальной, а работающей. Обслуживать рейсы таких перевозчиков могут специальные аэропорты и посадочные площадки, а обычные аэропорты, при отсутствии альтернатив, должны обслуживать данные рейсы по фиксированной стоимости пакета услуг, определяемого государством.

Для пилотов эти авиакомпании должны становиться трамплином в «большую авиацию», так как навыки, полученные на первоначалке, будут только закреплены, а пилот будет иметь определённый опыт и налёт. В Союзе так и было. Ничего бы не мешало и сейчас продолжить. Пилотов учат за государственный счёт, можно вернуться к распределению и направлять в «малую авиацию» до достижения налёта в районе 2 тысяч часов.

Авиакомпании такие смогут вести продажу воздушных перевозок, как «большие», но с ограничениями, во избежание злоупотребления. Для дешевизны можно было бы организовать лёгкую версию Сирены, например.

Ну и можно было бы отдельно продумать грузового эксплуатанта, так как там тоже есть масса нюансов.

Вопрос в том, кого считать всё же малой авиацией. Я бы сюда отнёс АОН, АР и КВП на воздушных судах до 35 кресел. Но это моё частное мнение. А что вы думаете по этому поводу?

Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

Подборки тематических статей автора доступны здесь:
https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/369756.html

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/