Комплексную юридическую поддержку отработали для клиента юристы-партнеры из Краснодарского края. История публикуется с согласия клиента, идентифицирующие данные изменены.
За консультацией весной 2023 года обратилась Марина С., запросившая помощи в сложившейся ситуации.
Я сам! Все сам!
В 2020 году Марина развелась со своим мужем Романом. Общему ребенку было на тот момент 5 лет. Развод был эмоциональный, Роман просто уехал из города и не выходил на связь полгода, несмотря на все попытки Марины сообщить ему хотя бы о необходимости изредка общаться с сыном.
С ее слов, отцом в браке Роман был весьма неплохим, ребенок очень к нему был привязан, и исчезновение отца из жизни семьи причинило малышу серьезную психическую травму.
Как потом выяснилось, у Романа в другом городе есть «новая семья» и даже есть ребенок, родившийся еще задолго до всех скандалов в семье с Мариной.
Марина подала заявление о вынесении судебного приказа. Взыскала 25% алиментов, но тут появился Роман и слезно просил не подавать этот приказ никуда. Виноват, раскаялся, будет платить сам.
Даже пообщался с ребенком пару раз за месяц, а потом снова пропал.
Первые полгода он переводил по 1000 рублей раз в неделю в лучшем случае. Изредка – сразу 4-5 за месяц. Потом денег стало меньше. В 2022 году выплаты сократились до микроскопических. Иногда приходило по 250, 300 рублей.
Марина посчитала: за 2022 год Роман перевел 11 тысяч рублей. Меньше 1000 рублей в месяц! За 3 месяца 2023 года поступило 2500 рублей.
Женщина поставила ультиматум: или платишь нормально, или через приставов. Так же потребовала принять участие в оплате расходов на стоматологию и на участие ребенка в футбольной секции.
Сумма небольшая, около 40 тысяч требовалось с Романа.
Он в грубой форме отказал, сообщив, что «если подаст приставам – устроится на 0.3 ставки и будет платить 1000 рублей».
После этого Марина обратилась к профильному юристу по семейным делам.
Читайте по теме "Алименты":
Многоходовочка
Поскольку приказ был выдан 2.5 года назад, на исполнение не предъявлялся, у Марины имелось право направить его в ФССП согласно положениям ч. 1 ст. 113 СК РФ – а именно с расчетом задолженности за весь период, начиная с момента выдачи приказа.
Сумма задолженности была определена в размере более 400 тыс. рублей, поскольку большую часть времени Роман не имел официального дохода.
Размер алиментов был рассчитан исходя из средней заработной платы по РФ (65 тыс. рублей в 2022 году, по данным Росстата).
После запуска исполнительного производства был подготовлен иск о взыскании дополнительных расходов на общую сумму более 80 тыс. рублей.
В течение последующих 3 месяцев:
- По исковому заявлению удовлетворены требования на сумму 44 тыс. рублей.
- В рамках принудительного исполнения взысканы в счет уплаты долга со счетов должника 35 тысяч рублей, наложен арест на автомобиль, мотоцикл, земельный участок.
- Роман изначально попытался оспорить решение по дополнительным расходам, но пропустил срок. Затем подал административный иск по оспариванию действий пристава, но иск был возвращен.
В дальнейшем удалось достичь договоренности о добровольной выплате им еще 250 тыс. в счет погашения долга и компенсации присужденных расходов. Для этих целей был продан земельный участок и мотоцикл.
После фактической оплаты 295 тыс. рублей Марина отказалась от претензий по остальной части долга, указав, что сумма погашена в полной мере.
Еще по теме "Алименты":
Закон и порядок
Комментирует Дмитрий Кузьмин, главный редактор блога и портала uristov.site
В данной ситуации мы в очередной раз наблюдаем, как отец ребенка, умышленно и без веских оснований уклоняясь от уплаты алиментов, сам усложнил себе жизнь. Одним из главных упущений так же является отсутствие официального дохода при наличии исполнительного документа о взыскании алиментов в % от заработка.
Ведь в этом случае доход рассчитывается по средней заработной плате. Даже если бы он выплачивал по 5-7 тысяч, у матери ребенка сохранялось бы право на получение «дорасчета» долга исходя из величины средней ЗП по стране. А вот если бы Роман был официально трудоустроен, то алименты бы рассчитывались исходя из реального дохода. Больше он платить мог, но ниже этой величины – нет.
Пренебрежение законом (отсутствие официального дохода) существенно усложняют защиту должника с использованием того же закона.