Этой душещипательной ситуацией поделился наш юрист по семейному праву Виктор Марков, который столкнулся с ней в своей практике. По нашей просьбе юрист уточнил некоторые факты у клиентки и заодно получил согласие на публикацию информации в блоге. Без персональных данных разумеется.
К сожалению, в привычном формате от первого лица клиента мы изложить материал не можем, поэтому изложение будет идти от имени нашего юриста Виктора Маркова.
Банальная история с небанальным концом
Обычная и ничем не примечательная консультация внезапно обернулась такими подробностями, от которых даже у опытных юристов случился ступор.
Обратилась Виктория, 29 лет. Со своим мужем Сергеем она в разводе чуть больше года, общему ребенку 4 года.
Сергей официально нигде не работает, доход получает от подработок и случайных заработков. Алименты были взысканы в сумме 50% от прожиточного минимума, что-то около 5000 рублей.
Но даже их он первые полгода платил крайне нерегулярно, а месяца три не платил вовсе после того, как Виктория съездила без ребенка на море на 5 дней с друзьями, оставив его родителям. Обвинил ее в том, что она «нецелевым образом расходует ее алименты». Хотя удаленно работавшая бухгалтером даже в период беременности и декрета Виктория в состоянии оплатить себе такую поездку без проблем.
Затем приставы перехватили какую-то поступившую на счет сумму, долг был погашен, а Сергей решил кардинально начать контролировать «целевое расходование алиментов».
В частности он сам себе решил, что теперь деньгами будет отдавать меньшую часть, а остальное строго по делу.
Чтобы алименты "не туда" не потратить...
Каждую неделю он привозит пакет продуктов.
От продуктового набора, которым он предлагает кормить ребенка, становится смешно и грустно.
Несколько пачек макарон «красная цена», 10-рублевые сырки и йогурты СЗМЖ, самое дешевое молоко и сметана, буханка самого дешевого хлеба, минимум овощей. Обязательно присутствует взятое по скидке и на грани срока годности перемороженное мясо из супермаркетов, обычно самый доступный суповой набор или курятина. Иногда есть и «излишества» – 1-2 кондитерские плитки или полкило самых дешевых карамелек или акционных конфет.
- Я сам так питаюсь, в чем проблема? Чем дешевле – тем меньше химии! – уверенно заявляет Сергей и требует от Виктории предоставить ему расписку в получении алиментов на сумму в чеке. – Ребенку одного такого пакета на месяц хватит! А я их 4 привожу!
Попытки адекватно объяснить, что ребенку нужно более разнообразное меню и не по принципу «максимальной скидки» бесполезны. Любые пожелания по продуктовому набору бесполезны. Пожелания приобретать продукты в меньшем объеме, но хотя бы домашние - подняты на смех. Кругом барыги. Курица не может стоить 350р/кг, максимум - 120 по акции.
Виктория пыталась предложить ему оплачивать в пределах суммы алиментов другие расходы. Например, одежду.
- Одежду я сперва поспрашиваю у знакомых, может кто отдаст или продаст! Нечего магазины с бешеными ценами кормить! – сообщил Сергей.
Если не подписать расписку, то Сергей может часами осаждать квартиру. Звонить в дверь, на телефон, стучать к соседям.
Поставленный им рекорд - почти 12 часов непрерывного, с парой отъездов на перекус, штурма квартиры бывшей жены. А прибывшей по вызову Виктории полиции Сергей заявил, что бывшая жена морит ребенка голодом и открывать дверь не хочет. Полиция взяла объяснения, позвонила в опеку, пожала плечами и отбыла. В возбуждении даже административного дела отказали. Якобы папа волновался, что ему дверь не открывают - вдруг что случилось.
Сейчас Виктория просто молча подписывает все расписки, не желая тратить свои нервы. Естественно, что 90% этих «алиментов» отдается на прокорм представителям социального дна, живущим по соседству.
Главный довод Сергея: якобы закон допускает выплату алиментов в натуральной форме. Ему юристы сказали. Для прояснения этого момента Виктория и обратилась к юристу.
Только по согласию
Закон (ст. 104 СК РФ) допускает уплату алиментов имуществом. Но только лишь если родителями достигнуто соглашение.
Здесь соглашения нет, поэтому ни о каких расписках за получение не нужных ребенку продуктов речи не идет.
Виктории не следует вестись на эти провокации, категорически отказываясь как принимать «натуральные алименты», так и соглашаться на предоставление расписок. Положено платить 5000 рублей: пусть платит. Все переданные без согласия жены продукты никак не могут быть учтены в составе алиментов.
За нарушение общественного порядка Сергея привлекать к ответственности. Нарушать покой бывшей жены, ребенка и соседей он не вправе, особенно когда они находятся на своей территории.
Ставьте «Палец вверх», если было интересно и не забудьте подписаться на наш канал.
Задать вопрос юристу можно на сайте.