Найти тему

Ретро-обзор: средний бомбардировщик "Канберра" B(I) Mk.8 от Ark Models (72023)

Приветствую! Спешу порадовать вас ещё одним ретро-обзором на репак модели фирмы FROG/Novo - британский бомбардировщик "Канберра". Впервые модель вышла на рынок в 1973 году, так что можно сказать, что в этом году пресс-формам стукнуло ни много ни мало, а 50 лет! И при этом модель продолжает выпускаться рядом фирм, включая и Ark Models. Именно её отливки попали мне в руки.

Для сравнения, у меня под рукой была оригинальная коробка от аналогичного набора, но уже с логотипом фирмы "НОВО". Как по мне, она выглядит намного теплее репака от Арка. В коробке имеется несколько литников, что вполне типично для тех старых наборов. Деталей минимум, но при этом есть всё необходимое, по сути, включая фигурку пилота. Вообще, как по мне, Канберра - один из самых красивых послевоенных самолётов - эти обтекаемые формы, пара двигателей по бокам и фонарь, отдалённо напоминающий P-47 "Bubbletop". Из этой же серии есть Ил-28, который конструкционно схож с Канберрой, но об этом как-нибудь в другой раз, а пока небольшая цитата с сайта airwar и обзор содержимого набора.

Прототип Canberra B.Mk.(I)8
Прототип Canberra B.Mk.(I)8
Англичане любили давать тяжелым многомоторным самолетам имена крупнейших городов своих заморских владений, как бы подчеркивая тем самым всемирную мощь британской колониальной империи, "над которой никогда не заходит солнце": Виккерс "Веллингтон", Бристоль "Бомбей", Блэкберн "Перт"... Последней в этом ряду стала "Канберра". Но по иронии судьбы, когда бомбардировщик с таким названием впервые поднялся в воздух, империя распалась, а Канберра уже была столицей независимого австралийского государства.
В середине 1944 г. британское министерство авиации начало разработку технического задания на первый английский реактивный бомбардировщик. Определенные предпосылки для такого задания уже имелись: англичане успели накопить известный опыт проектирования, выпуска и эксплуатации ТРД и самолетов с ними (Глостер "Метеор", Де Хэвилленд "Вампир"). Возможно, руководителей британской авиапромышленности подстегнули появившиеся разведывательные данные о наличии у Германии реактивных бомбардировщиков Арадо Ar-234 "Блиц". Тем не менее, из-за новизны дела задание 1944 г. носило больше ориентировочный характер. Разрабатывалось оно с явной оглядкой на "Москито", да и сами англичане не скрывали, что рассчитывают на новый бомбардировщик, как на реактивный наследник легендарной деревянной машины. Предусматривались следующие основные характеристики: крейсерская скорость 800 км/ч, дальность 2500 км, потолок 11 - 14 км, бомбовая нагрузка 2700 кг.
Где-то на реконструкции
Где-то на реконструкции
Первая серийная "Канберра" поднялась в воздух 21 апреля 1950 г. под управлением П.Бьюмонта. В разгар Корейской войны английское правительство решило ускорить перевооружение своей бомбардировочной авиации, для чего к выпуску "Канберр", кроме завода Инглиш Электрик в Престоне, подключились фирмы Авро, Хэндли Пейдж и Шорт Бразерс. Одновременно с выпуском В.Мк.2, но в гораздо меньших размерах, налаживался выпуск модификаций, предусмотренных заданием 1947 г.: высотного фоторазведчика PR.Mk.3 и учебно-тренировочного T.Mk.4 У последнего была изменена передняя часть, где рядом друг с другом сидели инструктор и ученик, и имелось двойное управление. Всего же руководство ВВС и министерства авиации, с учетом ожидавшихся экспортных заказов, планировало выпустить около 1000 "Канберр", которые становились стандартным тактическим бомбардировщиком RAF. В декабре 1950-го первые серийные "Канберры" начали поступать в 231-ю учебно-тренировочную эскадрилью, где шло обучение экипажей. Оно было коротким: для подготовки линейных пилотов считалось достаточным 20 часов налета на учебных и боевых "Метеорах" и 3-х часов на учебной "Канберре". Это свидетельствовало о простоте управления и надежности новых бомбардировщиков. Поэтому уже в январе 1951-го началось перевооружение на "двойки" боевых эскадрилий Бомбардировочного Командования, первыми из которых стали 101-я и 617-я.
Выпуская серийные машины, фирма Инглиш Электрик продолжала опытные разработки. В июле 1952-го на испытания вышел прототип B.Mk.5 - опытный самолет для целеуказания, разработанный на базе B.Mk.2. Эта машина открыла второе поколение "Канберр", так как на ней были установлены более мощные ТРД "Эвон" R.А.7 (Мк.109) с тягой по 3400 кг и интегральные крыльевые бензобаки. ТТХ "пятерки" существенно повысились. Внешним отличительным признаком В. 5 была оптически плоская панель в нижнем остеклении носовой части фюзеляжа. В серию самолет не пошел. Фирма также рассматривала варианты установки на "Канберры" ТРД Бристоль "Олимпус" и Армстронг-Сиддли "Сапфир", для чего выпускались опытные экземпляры машины. Но предпочтение было все же отдано "Звонам". Используя наработки по B.5, конструкторы разработали новую, весьма перспективную модификацию B.Mk.6. Прототип взлетел в июне 1954-го. Машина имела удлиненный на 0,3 м фюзеляж. Некоторые из них переделывались в бомбардировщик-штурмовик путем установки подфюзеляжного контейнера с четырьмя 20-мм пушками. На основе "шестерки" был разработан высотный фоторазведчик PR.Mk.7. Как и на "тройках", на "семерках" была установлена фотоаппаратура для съемки с больших высот, а бомбардировочное оборудование снято.
-4
"Восьмерка" оказалась последней самой удачной бомбардировочной модификацией "Канберры". Появление в середине 50-х годов сверхзвуковых истребителей с бортовой радиолокационной аппаратурой и УР класса "воздух-воздух" в корне изменило ситуацию. Отныне применение "Канберр" в качестве тактических бомбардировщиков на основных ТВД становилось возможным лишь при достижении господства в воздухе и с истребительным прикрытием. Более успешным представлялось применение "Канберры" в локальных войнах, где не так велик риск столкновения с современным противником. Поэтому В.(1).Мк.8 выпускался малой серией. От создания дальнейших бомбардировочных модификаций отказались. Однако оставалась возможность использовать "Канберры" в качестве учебных и разного рода вспомогательных самолетов, чем и воспользовались специалисты Инглиш Электрик и руководство RAF. Так, на основе устаревших В.Мк.2 появились учебные машины Т.Мк.21. В экспериментальном порядке те же "двойки" переоборудовались в беспилотные самолеты-мишени U.Мк.10.

Содержимое набора

Надеюсь, историческая справка-копипаст вас не сильно утомила, и теперь мы переходим к обзору литников.

Литьё конкретно этого набора у Арк Моделс далеко не самое плохое - большого количества облоя нет (даже на мелких деталях), недоливов тоже не замечено. Придраться, разве что, можно к замыленной фигурке пилота с существенной утяжиной в районе грудной клетки и совершенно гладким покрышкам, но это, думаю, обусловлено почётным возрастом самой модели.

Расшивка на модели внешняя и если захочется "побаловаться" смывкой, придётся поработать скрайбером, нарезая внутреннюю расшивку. Мой друг, который недавно начал собирать эту модель, уже успел посетовать на большое количество потраченной шпатлёвки для крупных деталей фюзеляжа.

Фюзеляж собирается из двух половин. Нюанс тут в том, что фонарь у данной модификации смещён от центра, из-за чего состыковать половинки будет непросто.

Литник с прозрачными деталями
Литник с прозрачными деталями

Прозрачные детали тут действительно прозрачные (особенно, по сравнению с остеклением "Тукана") и выглядят вполне нормально.

Инструкция напечатана на скромном листочке, согнутом пополам. На первой странице имеется краткая историческая справка, на обратной стороне дан один вариант маркировки. Выглядит она понятной, но оно и логично - деталей в наборе мало.

Разворот инструкции
Разворот инструкции

О простоте инструкции вы можете судить сами - достаточно взглянуть на изображение выше.

Декали
Декали

За что действительно стоит похвалить Арк - за два листка декалей. Благодаря этому, моделист имеет выбор, да и просто потом по-любому останутся запасные декали, которые можно или применить на другой модели, или обменять/пожертвовать коллеге-моделисту.

К счастью, модель Канберры не является безальтернативной и сейчас на рынке имеются и более современные её версии. Конечно, тут стоит вопрос о том, что в России их найти сложнее, чем тот же Арк Моделс, но всё же. Если среди моих читателей есть такие, кто модель собирал, поделитесь своими впечатлениями и фотографиями - с удовольствием посмотрю!

____________________________________________________________________________________

Благодарю, что дочитали обзор до конца. Традиционно, пишите комментарии, ставьте лайки этому (и не только) посту, ну и подписывайтесь на канал, если ещё не - любая ваша активность мотивирует меня писать новые обзоры, искать вокруг себя то, что может быть полезно в моделизме и чем можно поделиться с коллегами по хобби, ну и всячески радовать вас!

Авто
5,66 млн интересуются