Какой автопроизводитель в РФ основательно подготовился к ожесточенной битве с КАМАЗом за федеральные ресурсы? Напомним, что после проведения в августе с.г. Госсовета по транспорту с участием президента страны, вскоре появились поручения для чиновников федерального уровня. И в них можно почерпнуть довольно интересную информацию.
Не будем утомлять читателей нашего канала загадками и сразу расскажем, что федеральная власть отдает приоритет развитию общественного транспорта страны. Будет продлена комплексная программа по модернизации общественного транспорта до 2030 года, на что потребуется дополнительно не менее 15 млрд руб. в год из бюджета. Кроме того, будет продолжена практика выдачи федеральных возвратных казначейских кредитов в размере 50 млрд руб. в год. Это позволит обновить около 50 тыс. единиц подвижного состава.
Несомненно, что из этих 50 тысяч единиц подавляющее число придется на обновленные автобусы. Сразу можно поставить вопрос – а как подготовились к этой серьезной программе отечественные автобусостроители – главные игроки российского автобусного рынка?
"Ударной" моделью Камского автогиганта в этих госпрограммах, конечно же, является модель 12-метровая КАМАЗ-5299-40-57. Как отметил директор по пассажирскому транспорту ПАО КАМАЗ Самат Саттаров, в рамках реализации федерального национального проекта БКАД 2.0 (Безопасные и качественные дороги) компания уже поставила в российские регионы 484 автобуса НЕФАЗ 5299-40-57.
Однако все чаще регионы страны требуют не только 12-метровые автобусы большого класса, но и меньшей вместимости, то есть среднего класса. Как известно, у КАМАЗа нет такой техники. Она появится лишь к концу года и в следующем 2024 году.
До конца года в модельной линейке камазовской техники заполнится ниша 70-местных автобусов среднего класса. Это будет 9-метровый КАМАЗ-4290, о котором наш канал подробно рассказывал в этом материале. А в следующем году совместно с ульяновским предприятием СимАЗ начнется выпуск конкурента газовского Вектора Next 65-местного автобуса КАМАЗ Вега.
На самом деле КАМАЗ в последние годы выводит самые разные новые модели пассажирской техники. В течение периода 2023-2024 гг автогигант представит помимо указанных двух полунизкопольных моделей также электробус с ночной зарядкой КАМАЗ-6282, троллейбус КАМАЗ-62825. На следующий год в планах помимо автобуса КАМАЗ Вега еще особо большого класса («гармошка») КАМАЗ-6299, и электробус особо большого класса КАМАЗ-6292.
Выступая на панельной дискуссии руководитель автобусного направления КАМАЗа Самат Саттаров отметил:
«Мы стремимся к тому, чтобы любая транспортная задача регионов в перевозке пассажиров могла решаться с помощью транспорта КАМАЗ, поэтому планомерно ведётся работа по расширению модельного ряда автобусов и электротранспорта. Уже в следующем году мы сможем предлагать пассажироперевозчикам автобусы вместимостью от 65 до 162 человек».
Впрочем, Группа ГАЗ готова к тому, чтобы не терять своих рыночных позиций на автобусном рынке страны. У нее сильные позиции в классе малых автобусов, прежде всего за счет семейства Вектор Next, на которое отчасти покусится КАМАЗ Вега.
Но, прежде всего, это перспективная новинка CityMax 9, которую недавно показали в газомоторной версии на выставке Comtrans 2023. Напомним, что к госзакупкам допускают именно такие версии автобусов, использующих в качестве топлива компримированный газ.
Но еще более значимая новинка Группы ГАЗ – это версия большого городского автобуса CityMax 12. Именно ему предстоит «схлестнуться» с камазовской моделью 5299. Сегодня же непосредственный его конкурент ЛИАЗ-5292 Группы ГАЗ все же морально устарел. И анонсированный еще два года назад на этой же выставке электробус модели CityMax 12 уже представлен с ДВС. Прежде всего отметим, что на автобус вернулся шильдик Ликинского автобусного завода.
Во вторых, он, согласно презентации, рассчитан на перевозку 115 пассажиров. Напомним, что КАМАЗ декларирует в своем «5299» вместимость только 96 пассажиров.
Что нам еще понравилось в автобусе CityMax 12? Это фальшборты на крыше. Они уже изначально закрывают расположенные в газомоторной версии баллоны для топлива.
Также для удобства посадки/высадки пассажиров установлены более широкие дверные проемы, увеличена ширина проходов между сиденьями. Это очень важно, поскольку в часы пик пассажиры чувствуют себя неуютно в салоне, когда сосед пробирается к выходу. Плюс большая накопительная площадка в середине салона.
В салоне установлены антивандальные сиденья. Применена система «чистого пола», отсутствуют крепления к полу, а сиденья крепят к стенкам салона. Это облегчает уборку салона.
И еще, поскольку автобус будет работать в стесненных городских условиях, перспективный автобус необходимо сделать маневренным. И эту проблему решили специалисты и конструкторы Группы ГАЗ. Отличная маневренность достигается благодаря уменьшенной на 410 мм длине и укороченным свесам.
И наконец, выставочный образец оснащается дизельным двигателем ЯМЗ-537 объемом 7,7 л, мощностью 360 л.с. Наверняка, вскоре будет представлена и газомоторная версия автобуса большого класса.
Теперь Группе ГАЗ остается представить перспективную 18-метровую «гармошку» CityMax 18, чтобы конкуренция с КАМАЗом была полной по модельной линейке.
Нишу троллейбусов заняли новые производители – уфимский «Горожанин», Минский МАЗ-303 Т20, Синар-6274, но имея классный пассажирский кузов Ликинскому автобусу, можно выпускать как собственную модель, так и скооперироваться с одним из производителей «рогатых» машин. Но это уже другая тема.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz