В последние годы КАМАЗ часто находится в состоянии догоняющего. В этом есть некие преимущества, но, в свою очередь, недостаток один – потеря рынка, который занимают автопроизводители-конкуренты.
Так произошло в сфере пассажирской техники. Два с половиной года назад руководитель камского автогиганта Сергей Когогин, в корпоративном издании рассказал, что долгое время считал выпуск пассажирской техники как второстепенное направление. Теперь этому сегменту приходится уделять большое внимание.
Но при всех достижениях КАМАЗ фактически потерял доминирование в целом классе пассажирской техники. Конечно, лидерство в сфере электробусов камского гиганта неоспоримо. Самым популярным городским автобусом большого класса в стране также является трехдверная модель КАМАЗ-5299.
Конечно, можно долго почивать на лаврах, но потери возникают не сами собой, а благодаря тому, что конкуренты оказываются расторопнее и появляющийся спрос на пассажирскую технику удовлетворяют оперативнее.
Вот свежий пример. Сегодня в стране наблюдается бум закупок троллейбусов. И что мы видим. Появляются новые производители «рогатой» техники, например, только что начал производство троллейбусов в Челябинске концерн «Синар». "Волгобас" представил новый троллейбус "Пересвет". Конкурент КАМАЗа Минский автозавод выводит на российский рынок третье поколение троллейбусов МАЗ-303 Т20. Причем первым эксплуатантом этой техники в стране становится столица Татарстана, которая закупила партию из 25 единиц.
Где же троллейбусы КАМАЗа, модель 62825, которую показали еще два года назад на выставке в Санкт-Петербурге? Их нет на маршрутах регулярных перевозок страны, потому что нет серийного производства.
Фактически аналогичная ситуация сложилась и с автобусами среднего класса. Еще в далеком 2019 году на выставке «Комтранс-2019» был продемонстрирован автобус КАМАЗ-4299 такого класса. И, как оказалось, эти четыре года фактически стали временем упущенных возможностей. За этот период в ряде городов страны были объявлены закупки автобусов именно этого класса. Автобусы Volgabus-4298 были приобретены для Санкт-Петербурга, Ярославля и Астраханской области в количестве более 530 единиц техники. Добавьте также аналогичные поставки для других регионов и городов МАЗ-206. В Москву поставлено 130 таких машин, еще больше в Калужскую, Сахалинскую и другие области и края РФ. 110 автобусов ЛИАЗ-4292 было поставлено только в Подмосковье. Вдобавок Группа ГАЗ за это время создала принципиально новый CityMax-9.
На пресс-конференции, проведенной на днях на выставке «Комтранс-2023», руководитель камского автогиганта Сергей Когогин рассказал, что инвестиции в производство пассажирского транспорта на данный момент составляют более 6 млрд рублей.
На стенде камского автогиганта можно, наконец, зримо увидеть образцы этого инвестирования. Об электробусах КАМАЗ-6282 написано немало. Здесь представлена уже знакомая модель с замещенными компонентами из недружественных стран. А вот два новых автобуса заслуживают особого внимания российских перевозчиков.
Во-первых, перспективная модель КАМАЗ-4290 среднего класса. В автобусе применена традиционная для такого типа двухдверных транспортных средств полунизкопольная схема. Автобус отличает необычное оформление с заломленными стойками. Автобус оснащен двигателем КАМАЗ, который выпускается на предприятии «КАМА Дизель», бывшем СП «Камминз КАМА». Вместимость автобуса 70 пассажиров, 25 сидячих мест. Двигатель КамАЗ-445.510 мощностью 195 л.с., удовлетворяет нормам Euro-5, автоматическая коробка.
Вторая модель КАМАЗа также заслуживает внимания. Это проект КАМАЗ Вега. Автобус создан в кооперации с самым молодым автобусным заводом страны из Ульяновска – СимАЗом. Использовано шасси «КАМАЗ-Компас». Как известно, до последнего времени СимАЗ использовал японское шасси Isuzu. Запуск производства автобуса КАМАЗ Вега запланирован в Ульяновске на вторую половину 2024 год. Планируемый выпуск 1000 автобусов в год.
КАМАЗ является инвестором проекта. На выставке представлена модель длиной 8,5 м, вместимость этого варианта 65 пассажиров, 19+2 сидячих мест. Двигатель развивает 154 л.с. Будет также и 7,7-метровая версия КАМАЗ Вега. Безусловно конкурентами этого семейства камазовских машин будут павловские Векторы Next Группы ГАЗ.
А вот ответ на вопрос, сможет ли наверстать КАМАЗ упущенное время, мы вскоре узнаем из результатов закупок автобусов в различных городах и регионах страны. Конкуренция в классе обостряется, поскольку на российский автобусный рынок активно заходят китайские автопроизводители.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz