Этот материал можно было бы назвать так, с китайского на японский и снова на китайско-камазовский. А дело вот в чем. Симбирский автобусный завод (СимАЗ) самое молодое и небольшое предприятие в автобусостроительной отрасли страны. Оно не впечатляет своими размерами как ЛИАЗ или ПАЗ. Здесь трудятся всего 300 работников-специалистов. Фактически автобусный завод представляет собой что-то типа «бодибилдера», то есть кузовостроителя, где в его цехах на поставляемые извне шасси водружают пассажирскую надстройку. Впрочем, такие «бодибилдеры» выполняют важную функцию, и каждый из них находит свою нишу на рынке. Кто-то выпускает маршрутки, кто-то кареты скорой помощи, кто-то спецтехнику и много других важных и нужных автомобилей.
С 2010 года автобусы марки «СимАЗ» строили на шасси китайского грузовичка BAW. Но высоким спросом эти пассажирские транспортные средства у перевозчиков не пользовались. В 2017 году под автобус примерили шасси японского ISUZU. Это был правильный ход. В ряде городов перевозчики оценили надежность такого шасси, на которых строили украинские автобусы «Богдан».
Дела у ульяновского автобусостроителя начали налаживаться с запуском модели СимАЗ-2258. В 2022 году провели рестайлинг автобуса, он стал выглядеть современнее. И хотя еще в середине прошлого года в одном из интервью деловому изданию «КоммерсантЪ» руководители предприятия утверждали, что проблем с шасси нет, уже тогда они намекали, что нужен новый партнер.
На выставке «Комтранс-2023» широкая автомобильная общественность страны узнала, что новым партнером Симбирского автобусного станет КАМАЗ. Точнее, инвестором-партнером. Камский автогигант вложит инвестиции в укрупнение производства в Ульяновске. Производственная мощность будет увеличена в пять раз, а основной моделью станет автобус КАМАЗ Вега. Камский автогигант намерен производить 1000 таких автобусов в год с помощью партнера. По сути этот альянс окажется взаимовыгодным.
Но при этом есть один немаловажный аспект. Симбирский автобусный завод сохранит марку «СимАЗ». В планах предприятия также создать и заднемоторный автобус. Пока этот проект только анонсируют и каких-либо подробностей мы раскрыть не можем.
Но вернемся к модели КАМАЗ Вега. Наш канал рассказывал о том, что на российском автобусном рынке резко усиливается конкуренция. Это естественный процесс, поскольку сегодня реализуются федеральные, региональные и муниципальные программы обновления пассажирского транспорта. В отрасль потекли немалые финансовые средства. Ни сколько не преуменьшая значения других игроков автобусного рынка, фактически мы являемся наблюдателями битвы двух гигантов – автобусного дивизиона Группы ГАЗ (ПАЗ, ЛиАЗ, КАвЗ) и КАМАЗа (НефАЗ).
Для того, чтобы конкурировать, КАМАЗу необходимо занять все сегменты рынка, то есть предлагать автобусы всех классов.
Как отметил директор по пассажирскому транспорту ПАО КАМАЗ Саммат Саттаров: «Уже в следующем году мы сможем предлагать пассажироперевозчикам автобусы вместимостью от 65 до 162 человек».
Получается, что самой младшей моделью и станет автобус КАМАЗ Вега, производимый в альянсе с СимАЗом. А ниша автобусов малого класса камскому гиганту не интересна и останется «заповедником» Группы ГАЗ.
В свою очередь, отметим, что сегмент автобусов среднего класса у камского автогиганта длительное время был не заполнен. Теперь же после того как в самое ближайшее время будут выведены две модели – КАМАЗ-4290 и КАМАЗ Вега, конкуренция выйдет на новый уровень. Не только автобусы из Павлова-на-Оке получат сильных оппонентов, но будут затронуты и позиции таких игроков как российский Volgabus и белорусский МАЗ, которые заняли весьма сильные позиции в этом сегменте.
КАМАЗ Вега построен на шасси Компас, в нише 60-местных городских автобусов. Это достойный наследник венгерского автобуса Икарус-620, работавшего в городах нашей страны еще в далекие 60-ые годы, о которых наш канал рассказывал здесь.
Как сообщает сайт КАМАЗа, задняя подвеска автобуса пневматическая, ресурс основных узлов и агрегатов – 500 000 км. Низкие эксплуатационные расходы и постоянное наличие запчастей будут важными аргументами для приобретения у отечественных перевозчиков. Длина автобуса 8,5 метров, машина маневренная и хорошо управляется. Вместимость 65 пассажиров, мест для сидения 19, плюс два откидных. Также задняя площадка низкопольная, имеется место для инвалида-колясочника, что позволит ему участвовать в закупках по федеральным и региональным программам обновления транспорта. Также добавим, что cнаряженная масса — 4,9–5,5 тонн. В движение автобус приводит дизель мощностью 154 л.с. Серийное производство автобуса КАМАЗ Вега планируется на 2024 год.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz