В 2023 году появились грузовики-беспилотники. Их использование экономически более выгодно. Способны ли бездушные машины вытеснить дальнобойщиков из профессии? И так ли безопасны беспилотные автомобили, как о них говорят?
Как беспилотники ориентируются в пространстве?
Водитель использует глаза, уши и мозг, чтобы управлять автомобилем. Знание ПДД, опыт и реакция помогают избежать аварий. Беспилотники тоже используют «мозг», только электронный. А вместо глаз и ушей у них разнообразные устройства:
- камера считывает информацию об окружающем пространстве и передает ее на компьютер, который и определяет, где человек, здание или другая машина;
- радар определяет расстояние до препятствий;
- лидар создает трехмерное изображение вокруг машины;
- датчики фиксируют, куда движется автомобиль, как повернуты его колеса и с какой скоростью они вращаются.
Всю информацию с приборов анализирует программа. Именно она дает сигнал об остановке, снижении скорости или повороте. Самое интересное, что ничего сверхъестественного в таком самоуправлении нет.
На современных машинах уже давно есть круиз-контроль, системы удержания транспортного средства в полосе или автоматической парковки. Опции реализованы в автомобилях-беспилотниках, а управляет ими искусственный интеллект, а не живой водитель — вот и вся разница.
Грузовики-беспилотники на трассах России
Первый запуск грузовиков-беспилотников произошел в июне 2023 года по маршруту Санкт-Петербург-Москва. Эксперимент уже показал, что стоимость такой перевозки ниже на 12%. Теоретически грузовики с искусственным «мозгом» могут курсировать между городами круглосуточно, останавливаясь только на погрузку/выгрузку или заправку. Классические грузоперевозки сильно проигрывают по времени: живому водителю нужно останавливаться и отдыхать.
Пока машины-беспилотники не передвигаются самостоятельно. В кабине все равно находятся человек, который контролирует ситуацию. Дело в том, что грузовик может ехать по трассе на автопилоте, а вот в городе им управляет водитель.
Безопасны ли беспилотники на дорогах?
Автомобили-беспилотники без водителя запрещены на дорогах России. Инфраструктура еще не отработана, не созданы алгоритмы действий на случай ДТП или другой нештатной ситуации. Машины с искусственным интеллектом только тестируют в некоторых регионах.
Теория и практика показывают, что перемещение беспилотника на ровной и прямой дороге в хорошую погоду безопаснее, чем движение автомобиля с водителем. Таксист или дальнобойщик может уснуть за рулем, отвлечься на телефонный разговор или пропустить нужный поворот.
Машина-беспилотник никуда не торопится и не нарушает. Например, средняя скорость того же грузовика на автопилоте не больше 70 км/ч, хотя разогнаться он может и до 90 км/ч. У живого водителя больше соблазнов «поддать газа».
Это конец профессии дальнобойщика?
Минтранс России прогнозирует, что в перспективе транспортные компании с грузовиками-беспилотниками могут сэкономить:
- на зарплатах для водителей (до 30%);
- на покупке топлива (до 28%).
Никто не говорит о том, что профессия водителя изжила себя. Волноваться рано. В самой ближайшей перспективе компьютер не заменит дальнобойщика.
В отличие от живого водителя, грузовик-беспилотник может ездить только в идеальных условиях — при ясной и сухой погоде, хорошей видимости, низком трафике, адекватном поведении остальных участников движения. Однозначно сказать, что автомобиль с искусственным интеллектом не попадет в ДТП, тоже нельзя. Поэтому пока живем дорогой и выдыхаем.
А как вы относитесь к появлению автомобилей-беспилотников на дорогах? Уже встречали машины с искусственными «мозгами» на своем пути? Делитесь мнениями в комментариях.