Несколько последних лет для отечественного авторынка были как минимум странными. Каждый дилер и продавец крутился как мог, чтобы обеспечить потребителей машинам и самому заработать и при этом.
Камнем преткновения, который разжёг нелюбовь между официальными поставщиками азиатской техники и частными продавцами, стал закон о параллельном импорте, который позволял частникам с минимальной наценкой завозить в Россию небольшие партии Китайских премиальных автомобилей. Цена их для покупателя была значительно ниже, чем у официальных дилеров, ведь частникам не нужно закладывать в свой продукт дополнительную стоимость, которая призвана покрыть содержание сети.
Но с 1 октября 2023 года этот закон утратил свою силу. Теперь, по завету Минпромторга, для китайских авто возможности параллельного импорта ограничены. Эта схема осталась рабочей только для производителей из стран, которые официально ушли с российского рынка. Потому китайские автоконцерны, которые официально продолжают работать в нашей стране, не попадают под действие закона.
В первую очередь эти поправки коснутся тех покупателей, которые планировали в ближайшее время приобрести китайскую машину премиального класса, ведь её стоимость в салоне теперь законодательно не может быть дешевле цены, которую рекомендует для розничной продажи производитель.
Многие аналитики ещё в сентябре 23 года говорили, что подобная отмена закона не должна произойти, ведь это в очередной раз начнёт раскачивать автомобильный рынок страны. Но факт остаётся фактом. Хотя, если посмотреть на ситуацию со стороны страны-импортёра, эти ограничения и им могут навредить, ведь до событий 2022, китайские концерны терпели на нашем рынке значительные убытки. Например, в 21 году суммарно семь самых известных китайских производителей машин получили на нашем рынке убыток в 4 миллиарда рублей. А уже в следующем году в общей сложности они заработали почти 80 миллиардов. Сможет ли новый порядок дать возможность для таких заработков – непонятно, ведь при растущей стоимости машин, покупательская способность жителей России становится меньше.
По данным статистики, за прошлый год стоимость авто в России в среднем выросла на 1 миллион рублей. За средний авто в стране теперь нужно выложить около 3,3 миллиона рублей, тогда как прежде этой суммы хватило бы на комфортный немецкий транспорт.
Кстати, возможность купить немца или японца с конвейера пока в стране есть. Но и этот закон, позволяющий импортировать машины без разрешения правообладателя, имеет срок действия, который истекает 1 февраля 2024 года. А что будет дальше, пока неизвестно.
К слову, недостатка в иностранных машинах пока не наблюдается. Только в августе в страну ввезли 104 тысячи авто, 15 тысяч, из которых по закону о параллельном импорте. Самыми популярными были машины марки Toyota и KIA, далее по популярности находились Hyundai и BMW и завершали лидерские позиции Mercedes и Lexus.
Если и этот параллельный импорт в феврале будущего года прикроют, это даст возможность Китаю переносить на территорию нашей страны производство и полностью получить контроль над рынком. А в добавок к этому, простимулирует деятельность «перекупов», которые будут продолжать ввозить штучно «запрещённые» машины, но уже по тем ценам, которые будут считать удобными для них.
Поделитесь соображениями, какой вариант развития событий вам кажется наиболее близким к действительности?