От Самары до Сызрани — оглавление
Сколько вы знаете расшифровок аббревиатуры ЭКГ? Одну знают все, её делают люди в синей форме с красными крестами. Другую знает любой работающий на советских электровозах переменного тока — электрический контроллер главный, его работа разобрана в статье «ТЭД-15»:
А вот носитель третьей расшифровки — экскаватор карьерный гусеничный ЭКГ-5А:
Это машина сетевого питания, своего первичного двигателя (например, дизеля) она не имеет. Поэтому к ней подведены 6 киловольт: от подстанции до места работы — воздушной линией (ВЛ) на передвижных опорах, непосредственно к экскаватору — кабелем. Жёлтый шкаф на снимке — ЯКНО, ячейка карьерная наружной установки отдельностоящая, это высоковольтный выключатель с аппаратурой управления и защиты.
Нехитрая схема на двери ячейки, а на заднем плане — крестообразное основание передвижной опоры ВЛ:
Что высоковольтный выключатель — вещь очень непростая, я рассказывал на днях:
Сам экскаватор меня немного удивил. Я рассчитывал на привычные для грузоподъёмных механизмов асинхронные двигатели с фазным ротором, которые всё никак не могу найти под съёмку для статьи, а тут...
Этот труженик электродвигатель — коллекторный, то есть постоянного тока. На экскаваторе установлен пятимашинный агрегат, состоящий из высоковольтного (6 кВ же) асинхронного двигателя мощностью 250 кВт и четырёх коллекторных генераторов. Каждый генератор питает свой мощный приводной двигатель. Это двигатели хода (на фото), поворота (вертит платформу вокруг зубчатого колеса, что вверху), подъёма и напора ковша.
Для привода насоса гидросистемы, вентиляторов охлаждения и прочих маломощных механизмов стоят обычные асинхронные двигатели. Гидросистема нужна в том числе для отпуска тормозов — у обозначенного на фото тормоза хорошо видно и затормаживающую пружину, и подходящий к гидроцилиндру оттормаживания шланг.
В общем, мне как ГПМщику, работавшему на мостовых кранах и кран-балках, тут всё непривычно. Даже рабочий орган — не гак, а ковш:
Как видим, у него и днище открывается.
Вид слева:
Интересно, это вид слева или справа?
С точки зрения верха — спереди-справа, с точки зрения тележки — слева...
А где это вообще? Это в Сокском карьере, на краю которого разворачиваются события вступления к статье «ТЭД-27»:
Я прибыл туда, чтобы снять в интересном ракурсе «корявый» пассажирский поезд, проходящий по окраине Самары, но в Самаре остановки не имеющий — он идёт через Тольятти, сворачивая туда по ст. Смышляевка.
Интересный ракурс нашёлся на горе, вот вид на станцию Царевщина, в горловине которой показался ЭП2К с «корявым»:
Видно, что поезд изогнулся дважды — «перестраивается» на другой путь. Перегон Царевщина — Старосемейкино, откуда спустился поезд — однопутный и с довольно тяжёлым профилем, именно на этом перегоне снят паровоз «лебедянка» в начале видео «Что было до ТЭДа?»
А Курýмоч — Царевщина — перегон двухпутный, вот поезд и перестраивается на правильный путь. Хотя зимой 2008/2009 этот «правильный» закрывали, помню, как он жалобно лежал ржавый и занесённый... Зимой тут объёмы движения совсем грустные — электропоездов 2,5 пары в сутки, грузовых порядка трёх пар, да и всё. Вот перегон и превратили в однопутный — всяко экономнее.
Вид левее:
Вдалеке по центру видны мосты через реку Сок, в честь которой названа команда КВН «Сок» и многое другое.
Тут слева видны Жигулёвские горы, справа — посёлок Волжский:
Снималось с этой эрзац-скалы:
Почему эрзац — да потому что только выглядит скалой, а на деле осыпается, если не так наступишь. Забираться пришлось крабиком, спускаться тем более, больше не полезу:
Чего только ни творит с континентом вода...
Есть ли жизнь на Марсе?
А над мостами гордо реет турецкий А330 — тут проходит глиссада полосы 33 аэропорта Курýмоч:
Номер полосы — это её курс без разряда единиц. Например, если курс полосы 330° — откидываем ноль и получаем 33. Если 325 — округляем до 330 и тоже получаем 33. Если 334 — вы поняли... Если курс как на Полярную звезду — то будет полоса 36. А о том, как экипаж определяет курс — в статье о пилотажных приборах:
Тем временем в другую сторону летит «Ласточка»:
А от причала карьероуправления отходит «Окский-38И»:
Железнодорожный транспорт пойман, воздушный пойман, водный пойман, остался автомобильный — он тут тоже есть. Меня подобрал камазист, еду на выезд из карьера:
Движение машин тут довольно плотное, доломит нужен всем:
Долго ли, коротко ли — две пересадки выводят меня на другую сторону от Самары, из Красноярского района в Волжский. По прямой — километров 50, по дорогам — куда больше, ещё и через весь город. И вот я на посту 1077 км, это начало 3-й двухпутной вставки грузового Южного хода:
Что за сигнал «два жёлтых» — рассказано в третьей серии цикла «Зелёная полоса»:
Граждане, любуйтесь ламповыми светофорами, их осталось совсем мало!
На многих дорогах их на перегонах уже нет вообще, да и на станциях многие заменены на светодиодные. Но на Южном все входные пока держатся:
Поездная обстановка была идеальна — удалось два раза подряд снять на видео в лучах заката отклонение на боковой путь:
Увы, дни всё короче, вот уже темнеет в 19, поэтому выхожу на трассу, останавливается КАМАЗ — снова КАМАЗ! — и увозит меня домой:
Только на сей раз — КАМАЗ более древний, ещё «лупатый», из семейства 5320. Водитель попался старой закалки, трогался на пустой КМУшке на четвёртой верхней передаче.
Попытка снять на ходу вид в зеркало слепой зоны:
Кажется, это первый раз за долгие годы, когда мне удалось за один день поймать богатый «урожай» и на жигулёвском направлении, и на Южном ходу. Я стал на шаг ближе к двум целям — созданию и фильма о «кручёном» поезде, и фильма о Южном. Но, естественно, до конца операции такие разведфильмы публиковать не буду — пока что-нибудь более общее...
Я путешествую практически всеми возможными методами — от педального коня (о чём рассказываю на одном из каналов) до авиастопа (о чём расскажу нескоро), а вот мой товарищ, известный на фотосайтах как Александр Dos, предпочитает ездить пассажиром на поезде. Об этом он и рассказывает на своём Телеграм-канале:
А я на сегодня прощаюсь. До встречи завтра, за просмотром ролика об авиадвигателях!