Провалов боятся все руководители. Для большинства из них любой «факап» — показатель собственной слабости и некомпетентности.
Рассказываем, почему ошибки — это не всегда плохо и как извлечь пользу из собственных промахов.
Ошибаться — это нормально
Промахи случаются у всех: и у руководителей стартапов, и у CEO корпораций. Согласно статистике, неудачу терпят 90% стартаперов. И четверть стратегий крупных предприятий проваливаются.
Например, Ларри Эллисон в 1977 году создал компанию, оценка которой за десять лет выросла с 2000 долларов до 55 млн долларов. Но в 1990 году рыночная стоимость ИТ-гиганта упала на 80%, он находился на грани банкротства.
Причина — погоня за увеличением продаж любой ценой. Компания предлагала своим клиентам огромные скидки, рассрочки и отсрочки платежа на длительный период, что позже вылилось в огромные финансовые потери для компании. А сам предприниматель не вникал в бухгалтерские отчёты и серьёзные убытки заметил не сразу.
Чтобы спасти ситуацию, он сделал следующее:
- заменил значительную часть руководителей на более опытных;
- сократил 10% сотрудников;
- уменьшил скидки и льготы, запретил рассрочки и отсрочки платежей, ввёл предоплату;
- взыскал старые долги;
- большую часть ресурсов направил на усовершенствование продуктов.
И уже через несколько лет доходы корпорации стали расти. В настоящее время компания — второй по размеру разработчик софта для бизнеса в мире.
«У меня были все препятствия, необходимые для успеха», — говорит теперь Эллисон.
«Провалы в жизни каждого предпринимателя неизбежны, надо быть к ним готовым и смело идти на риски, иначе успеха не добиться», — говорит другой миллиардер, не раз сталкивавшийся с неудачами.
Как и почему даже самые опытные руководители совершают ошибки, читайте в этом материале.
Извлекаем пользу из поражения: пошаговый алгоритм
Правильный разбор провала помогает компании расти. После неудачного проекта вероятность успешного запуска увеличивается на 20%. Ниже пошаговый алгоритм действий, который поможет не повторять собственные ошибки.
Шаг 1. Воспроизводим цепочку событий. Какие технологии, подходы, стратегии использовали в работе? Кто из работников за что отвечал?
Шаг 2. Выясняем, на каком этапе появилась ошибка. Возможно, сотрудники говорили о ней менеджеру проекта.
Например, компания — разработчик плагинов выпустила мобильное приложение. Клиенты жаловались на регулярные баги. Когда проанализировали цепочку действий, выяснили: ошибка была уже на этапе тестирования. Руководитель отдела знал о недоработке, но решил её скрыть.
Шаг 3. Анализируем ошибку. Для этого чётко формулируем суть проблемы. Затем отвечаем на вопросы.
- Почему случились события, которые привели к провалу?
- Можно ли было предвидеть промах?
- Можно ли как-то исправить ситуацию? И если можно, то как?
Шаг 4. Находим решение. Первоначально свои варианты выхода из сложившейся ситуации предлагают руководители отделов. Затем окончательное решение принимает топ-менеджер.
После этого новые стратегии работы доносят до рядовых сотрудников. Исполнители получают чёткие цели и задачи, знакомятся с дорожной картой.
Однажды покупатели начали сообщать бренду, что его кашемировые свитеры покрываются катышками. Компания пересмотрела процесс производства и выпустила новую модель с более высоким качеством.
Шаг 5. Фиксируем ошибку в виде кейса, чтобы не наступать на одни и те же грабли дважды. Так, в одной компании есть «кладбище проектов», которое доступно всем сотрудникам. Цель такого похода — понимание, что все ошибаются. В результате участники команды открыто обсуждают ошибки, а не замалчивают их из-за страха наказания.
Делаем выводы
Просчётов нельзя избежать. Они есть у всех и везде. Более того, промахи — обязательное условие для тех, кто хочет расти в профессии или масштабировать бизнес. Успех великих бизнесменов это подтверждает.
Важно понимать: сами по себе ошибки, если просто посыпать голову пеплом или прятать её в песок, ни к чему хорошему не ведут. Расти компании помогает правильный разбор собственных промахов.
Больше о том, какие ошибки совершают руководители, читайте в материале на СберПро.
#Лидерство #Менеджмент