Проверьте, не допускаете ли вы их прямо сейчас
Когнитивные ошибки — самые коварные. Руководители совершают их, сами того не замечая. При этом бизнес может понести большие убытки. Чтобы не попадаться в ловушки сознания, стоит знать, какими они бывают.
Эффект «Конкорда»
Сверхзвуковой самолёт «Конкорд» стал самым дорогим и убыточным проектом в истории. Затраты в процессе его создания выросли с 130 млн до 2,8 млрд долларов. Проект не остановили только потому, что в него уже было вложено много ресурсов. По этому же пути идут бизнесы, когда продолжают финансировать продукт, который больше не нужен рынку, или годами сотрудничают с поставщиком, который давно не оправдывает ожиданий.
Эффект повального увлечения
Человеку свойственно выбирать всё массовое и популярное, но такой подход может иметь негативные последствия в бизнесе. Руководители попадают в такую ловушку, когда внедряют востребованную технологию без оценки целесообразности. Так, на крупном производстве могут интегрировать сложную систему автоматизации и не получить желаемого эффекта из-за того, что технология внедрена не в те процессы.
Выбор нулевого риска
Руководитель, который слишком увлечён оценкой рисков и составлением безубыточной стратегии, может пропустить важный шанс для своего бизнеса. Компания остановится в развитии, конкуренты уйдут вперёд. Конечно, любой риск должен быть разумным (помним про «эффект Конкорда»), но отказываться от масштабных и новаторских проектов всё-таки не стоит.
Иллюзия контроля
Стремление контролировать каждый шаг сотрудников и чрезмерное увлечение системами учёта рабочего времени часто приводит к обратному эффекту. Сотрудники формально следуют правилам, но на деле находят любые методы, чтобы их обойти. Инициатива и мотивация в такой компании стремятся к нулю, а сам руководитель страдает от перенапряжения из-за груза задач, которые на себя взвалил.
Сверхуверенность
Многочисленные победы часто замыливают взгляд, дарят лидеру чрезмерную уверенность в себе и своём опыте. Результат — нежелание прислушиваться к чужому мнению и излишняя директивность, которые могут остановить бизнес в развитии и привести к финансовым убыткам. Например, производители телефона когда-то известной марки были уверены, что людям не нужен «мини-компьютер в кармане». В итоге, когда модели конкурентов уже обладали сенсорными экранами и полноценным выходом в интернет, бренд предлагал звонки и проверку почты. Сегодня о компании мало кто помнит.
Как не попасть в когнитивную ловушку
Достаточно просто держать в голове, что такие ошибки существуют, — это уже убережёт от большинства из них. Понимая возможную угрозу, можно повысить бдительность и выработать привычку тщательно анализировать свои решения и, если нужно, корректировать стиль управления.
Каким должен быть современный лидер, чтобы привести компанию к успеху, — рассказываем на СберПро Медиа.
#Интересное #Лайфхак #Лидерскаяпрокачка