В Москве завершила работу крупнейшая в стране выставка грузовых автомобилей и автобусов «Комтранс-2023». Несмотря на то, что она не стала рекордной по числу участников и разнообразию представленных образцов техники, ее определенно стоит отнести к разряду знаковых событий автомобильного мира России.
«Комтранс-2023» послужил точнейшим ситуационным срезом, отражающим глубокие перемены, переживаемые сегодня российским автомобильным миром.
Нельзя не напомнить, что легковой автомобиль является категорией не столь обязательной и ответственной, как грузовик, и в отсутствие легкового авто человек садится на трамвай или идет пешком; без грузовых машин или в условиях их дефицита человеческая цивилизация в ее привычном виде оказывается под угрозой. Возможно, именно это простое наблюдение и стало основным смыслом завершающегося сегодня «Комтранса».
Жизнь после G7
Если для российского легкового автопрома период с февраля прошлого года стал поистине черной полосой с туманными перспективами, то для мира грузовиков, где такие полосы недопустимы, это время можно охарактеризовать как время перемен… к хорошему или не очень — покажет время.
Уход из России большой европейской семерки (G7), в состав которой входят Volvo, Mercedes, Scania, Renault, MAN, Iveco и DAF, образовал колоссальную лакуну. В нее со свистом хлынули все известные и не очень производители грузовиков из Азии. Немногочисленные отечественные игроки, долгое время прекрасно сосуществовавшие с компаниями G7, оказались в самой сложной ситуации: они вынуждены бороться за выживание с азиатскими конкурентами и параллельно нести неизменное бремя государственного заказа. Залогом выживания для них стала скорейшая локализация производств уже производимых моделей и поиск новых партнеров.
Пока в полной мере пережить этот стресс удалось лишь КамАЗу, который, как заявил на прошедшей в ходе выставки пресс-конференции генеральный директор компании Сергей Когогин, практически полностью локализовал производство.
В зависимости от комплектации продукция КамАЗа может быть локализована на 70–99%, при этом локализация кабины составляет 100%, а двигателя — порядка 95–97%. Стопроцентной локализации, по словам Когогина, не будет никогда и ни у кого ввиду экономической нецелесообразности.
Это позволило компании продолжить выпуск самых современных моделей техники без оглядки на иностранных партнеров. Более того, по словам гендиректора, в части тяжелых грузовиков КамАЗ намерен сосредоточиться на выпуске машин последнего поколения К5, а также расширить поле деятельности за счет создания экосистемы, позволяющей продавать не просто автомобили, а целый комплекс транспортных и сервисных услуг.
У других крупных отечественных производителей ситуация явно посложнее, поэтому они видят перспективы в максимальном сближении с иностранными игроками, прежде всего китайскими.
Чего нового?
Честно признаться, фейерверка новинок от «Комтранса-2023» никто не ждал, что вполне объяснимо. И все же некоторое количество поистине ярких моментов на выставке было.
КамАЗ
Новинкой камского автогиганта стал небольшой современный автобус Vega на 65 пассажиров в низкопольной компоновке, разработанный на базе малотоннажного шасси семейства «Компас». Автобус должен прийти на смену устаревшим ПАЗам. Ожидается, что он появится на дорогах уже во второй половине 2024 года.
На выставке был представлен и обновленный электробус KAMAZ 6282ONS. Производитель нашел возможность заместить целый ряд комплектующих, включая батареи, что делает электробус полностью независимым от санкционного импорта.
Довольно перспективной новинкой от КамАЗа можно считать две автоматизированные (роботизированные) коробки передач — 9-ступенчатая А1310ТО и 16-ступенчатая А2520ТО. Они позволяют осуществлять переключение скоростей в автоматическом и ручном режиме и использовать режимы экономичного и мощностного вождения.
ГАЗ
Горьковский автозавод привез на «Комтранс-2023» грузовой беспилотник под названием «Автономная транспортная платформа». Это четырехколесная транспортная тележка, у которой все колеса управляемые, предназначенная для перевозки грузов. Платформа может передвигаться по фиксированным маршрутам, ориентируясь в пространстве с помощью лидаров, и управляться оператором с удаленного пульта.
Беспилотник имеет сравнительно небольшую АКБ (48 киловатт-часов), что обеспечивает ему максимальную скорость в 20 километров в час и запас хода до 120 километров при грузоподъемности до 1000 килограмм. На данный момент платформа используется для перемещения технологических грузов по заводской территории.
Насколько целесообразно использование этого довольно сложного и дорогостоящего беспилотника в качестве промышленного электрокара — большой вопрос, однако он, безусловно, может играть важную роль в наработке опыта по созданию и использованию беспилотных технологий.
«Валдай» — это где-то в Китае?
Под флагом новой компании «Нижегородские грузовые автомобили» (работает на территории автомобильного кластера в Нижнем Новгороде) горьковчане представили на «Комтрансе-2023» линейку крупнотоннажных автомобилей «Валдай» моделей 18, 33 и 45.
Машины будут производиться в стратегическом партнерстве с китайской компанией Foton Motor, а производство станет, по сути, крупноузловой сборкой автомобилей Foton. Впоследствии предполагается углубление локализации с самостоятельным изготовлением рам и кабин и с использованием российских двигателей и трансмиссий.
Пока же флагман линейки — седельный тягач 4 × 2 «Валдай 45» является слегка измененной версией китайского Foton Auman, созданного китайско-немецким СП Beijing Foton Daimler Automotive Co., Ltd. Машина предназначена для работы в составе автопоездов полной массой до 45 тонн и оснащена 470-сильным дизельным двигателем.
Строительный самосвал «Валдай 33» с колесной формулой 6 × 4 и 18-тонное универсальное шасси «Валдай 18» тоже имеют китайское происхождение.
Электрический «Урал»
Еще одной интересной разработкой, представленной на «Комтрансе-2023», стала «Перспективная модульная электроплатформа» от «Урала». Это опытный образец грузового электромобиля с полной массой 19 тонн и снаряженной массой 8,1 тонны. Восемь тяговых батарей емкостью 250 киловатт-часов обеспечивают машине запас хода до 300 километров. Жизненный цикл аккумуляторов — около десяти лет. По словам представителя разработчика, производство батарей может быть локализовано в РФ.
Внимание посетителей привлекло оригинальное расположение электродвигателя — посередине рамы с передачей вращения на задний мост посредством укороченного карданного вала. По всей видимости, это связано не только с желанием достичь лучшей развесовки, но и с особенностями имеющихся в наличии узлов и деталей — мостов, карданных валов и двигателей.
Чайна-таун
Во всем остальном «Комтранс-2023» можно было бы назвать выставкой достижений китайского автопрома. Огромное количество автомобилей и автобусов известных и не очень китайских брендов уже не первый год можно наблюдать на российских автомобильных выставках. Нынешний «Комтранс» не стал исключением. Отличие лишь в том, что на этот раз китайские товарищи подошли к делу более основательно.
К стройным рядам грузовиков и автобусов из Поднебесной добавился целый «чайна-таун»-стендов китайских фирм, занимающихся запчастями, ремонтом, доставкой, производством и продажей инструментов и всего необходимого для хорошей жизни китайских авто в России.
Впрочем, не только китайских. Большим интересом пользовались стенды китайских компаний, занимающихся производством запчастей к европейским, японским и американским машинам.
Общее впечатление от «Комтранса-2023» вполне предсказуемо: китаизация российского рынка грузовых автомобилей видится неизбежной и всеобъемлющей. Островками, над которыми будет по-прежнему развеваться (условно) российский триколор, останутся не более одного-двух производителей. Именно им придется вступить в жесточайшую конкуренцию за огромный рынок, высвобождающийся после ухода G7.
Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора