Найти тему
Ридус

«Комтранс-2023»: КамАЗ и полная китаизация автопрома РФ

© Ольга Соколова/Ridus
© Ольга Соколова/Ridus

В Москве завершила работу крупнейшая в стране выставка грузовых автомобилей и автобусов «Комтранс-2023». Несмотря на то, что она не стала рекордной по числу участников и разнообразию представленных образцов техники, ее определенно стоит отнести к разряду знаковых событий автомобильного мира России.

«Комтранс-2023» послужил точнейшим ситуационным срезом, отражающим глубокие перемены, переживаемые сегодня российским автомобильным миром.

Нельзя не напомнить, что легковой автомобиль является категорией не столь обязательной и ответственной, как грузовик, и в отсутствие легкового авто человек садится на трамвай или идет пешком; без грузовых машин или в условиях их дефицита человеческая цивилизация в ее привычном виде оказывается под угрозой. Возможно, именно это простое наблюдение и стало основным смыслом завершающегося сегодня «Комтранса».

«Комтранс-2023».© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023».© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023».© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023».© Ольга Соколова/Ridus

Жизнь после G7

Если для российского легкового автопрома период с февраля прошлого года стал поистине черной полосой с туманными перспективами, то для мира грузовиков, где такие полосы недопустимы, это время можно охарактеризовать как время перемен… к хорошему или не очень — покажет время.

Уход из России большой европейской семерки (G7), в состав которой входят Volvo, Mercedes, Scania, Renault, MAN, Iveco и DAF, образовал колоссальную лакуну. В нее со свистом хлынули все известные и не очень производители грузовиков из Азии. Немногочисленные отечественные игроки, долгое время прекрасно сосуществовавшие с компаниями G7, оказались в самой сложной ситуации: они вынуждены бороться за выживание с азиатскими конкурентами и параллельно нести неизменное бремя государственного заказа. Залогом выживания для них стала скорейшая локализация производств уже производимых моделей и поиск новых партнеров.

Пока в полной мере пережить этот стресс удалось лишь КамАЗу, который, как заявил на прошедшей в ходе выставки пресс-конференции генеральный директор компании Сергей Когогин, практически полностью локализовал производство.

В зависимости от комплектации продукция КамАЗа может быть локализована на 70–99%, при этом локализация кабины составляет 100%, а двигателя — порядка 95–97%. Стопроцентной локализации, по словам Когогина, не будет никогда и ни у кого ввиду экономической нецелесообразности.

«Комтранс-2023». Сергей Когогин дает интервью телеканалу «Россия»© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». Сергей Когогин дает интервью телеканалу «Россия»© Ольга Соколова/Ridus

Это позволило компании продолжить выпуск самых современных моделей техники без оглядки на иностранных партнеров. Более того, по словам гендиректора, в части тяжелых грузовиков КамАЗ намерен сосредоточиться на выпуске машин последнего поколения К5, а также расширить поле деятельности за счет создания экосистемы, позволяющей продавать не просто автомобили, а целый комплекс транспортных и сервисных услуг.

У других крупных отечественных производителей ситуация явно посложнее, поэтому они видят перспективы в максимальном сближении с иностранными игроками, прежде всего китайскими.

Чего нового?

Честно признаться, фейерверка новинок от «Комтранса-2023» никто не ждал, что вполне объяснимо. И все же некоторое количество поистине ярких моментов на выставке было.

КамАЗ

Новинкой камского автогиганта стал небольшой современный автобус Vega на 65 пассажиров в низкопольной компоновке, разработанный на базе малотоннажного шасси семейства «Компас». Автобус должен прийти на смену устаревшим ПАЗам. Ожидается, что он появится на дорогах уже во второй половине 2024 года.

«Комтранс-2023». Автобус КамАЗ Vega© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». Автобус КамАЗ Vega© Ольга Соколова/Ridus

На выставке был представлен и обновленный электробус KAMAZ 6282ONS. Производитель нашел возможность заместить целый ряд комплектующих, включая батареи, что делает электробус полностью независимым от санкционного импорта.

«Комтранс-2023». Обновленный электробус КамАЗ 6282. © Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». Обновленный электробус КамАЗ 6282. © Ольга Соколова/Ridus

Довольно перспективной новинкой от КамАЗа можно считать две автоматизированные (роботизированные) коробки передач — 9-ступенчатая А1310ТО и 16-ступенчатая А2520ТО. Они позволяют осуществлять переключение скоростей в автоматическом и ручном режиме и использовать режимы экономичного и мощностного вождения.

«Комтранс-2023». 9-ступенчатая автоматизированная коробка передач А1310ТО© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». 9-ступенчатая автоматизированная коробка передач А1310ТО© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». 16-ступенчатая автоматизированная коробка передач А2520ТО© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». 16-ступенчатая автоматизированная коробка передач А2520ТО© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». Сергей Когогин показывает новую коробку передач главе Республики Татарстан Рустаму Минниханову.© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». Сергей Когогин показывает новую коробку передач главе Республики Татарстан Рустаму Минниханову.© Ольга Соколова/Ridus

ГАЗ

Горьковский автозавод привез на «Комтранс-2023» грузовой беспилотник под названием «Автономная транспортная платформа». Это четырехколесная транспортная тележка, у которой все колеса управляемые, предназначенная для перевозки грузов. Платформа может передвигаться по фиксированным маршрутам, ориентируясь в пространстве с помощью лидаров, и управляться оператором с удаленного пульта.

Беспилотник имеет сравнительно небольшую АКБ (48 киловатт-часов), что обеспечивает ему максимальную скорость в 20 километров в час и запас хода до 120 километров при грузоподъемности до 1000 килограмм. На данный момент платформа используется для перемещения технологических грузов по заводской территории.

«Комтранс-2023». «Автономная транспортная платформа».© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». «Автономная транспортная платформа».© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». «Автономная транспортная платформа» вид спереди… и сзади.© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». «Автономная транспортная платформа» вид спереди… и сзади.© Ольга Соколова/Ridus

Насколько целесообразно использование этого довольно сложного и дорогостоящего беспилотника в качестве промышленного электрокара — большой вопрос, однако он, безусловно, может играть важную роль в наработке опыта по созданию и использованию беспилотных технологий.

«Валдай» — это где-то в Китае?

Под флагом новой компании «Нижегородские грузовые автомобили» (работает на территории автомобильного кластера в Нижнем Новгороде) горьковчане представили на «Комтрансе-2023» линейку крупнотоннажных автомобилей «Валдай» моделей 18, 33 и 45.

Машины будут производиться в стратегическом партнерстве с китайской компанией Foton Motor, а производство станет, по сути, крупноузловой сборкой автомобилей Foton. Впоследствии предполагается углубление локализации с самостоятельным изготовлением рам и кабин и с использованием российских двигателей и трансмиссий.

«Комтранс-2023». «Валдай 18».© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». «Валдай 18».© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». Самосвал «Валдай 33».© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». Самосвал «Валдай 33».© Ольга Соколова/Ridus

Пока же флагман линейки — седельный тягач 4 × 2 «Валдай 45» является слегка измененной версией китайского Foton Auman, созданного китайско-немецким СП Beijing Foton Daimler Automotive Co., Ltd. Машина предназначена для работы в составе автопоездов полной массой до 45 тонн и оснащена 470-сильным дизельным двигателем.

Строительный самосвал «Валдай 33» с колесной формулой 6 × 4 и 18-тонное универсальное шасси «Валдай 18» тоже имеют китайское происхождение.

Электрический «Урал»

Еще одной интересной разработкой, представленной на «Комтрансе-2023», стала «Перспективная модульная электроплатформа» от «Урала». Это опытный образец грузового электромобиля с полной массой 19 тонн и снаряженной массой 8,1 тонны. Восемь тяговых батарей емкостью 250 киловатт-часов обеспечивают машине запас хода до 300 километров. Жизненный цикл аккумуляторов — около десяти лет. По словам представителя разработчика, производство батарей может быть локализовано в РФ.

«Комтранс-2023». Перспективная модульная электроплатформа «Урал».© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». Перспективная модульная электроплатформа «Урал».© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». Электрический «Урал» — двигатель расположен весьма оригинально.© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». Электрический «Урал» — двигатель расположен весьма оригинально.© Ольга Соколова/Ridus

Внимание посетителей привлекло оригинальное расположение электродвигателя — посередине рамы с передачей вращения на задний мост посредством укороченного карданного вала. По всей видимости, это связано не только с желанием достичь лучшей развесовки, но и с особенностями имеющихся в наличии узлов и деталей — мостов, карданных валов и двигателей.

Чайна-таун

Во всем остальном «Комтранс-2023» можно было бы назвать выставкой достижений китайского автопрома. Огромное количество автомобилей и автобусов известных и не очень китайских брендов уже не первый год можно наблюдать на российских автомобильных выставках. Нынешний «Комтранс» не стал исключением. Отличие лишь в том, что на этот раз китайские товарищи подошли к делу более основательно.

«Комтранс-2023». «Чайна-таун» — стенды. © Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». «Чайна-таун» — стенды. © Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». «Чайна-таун» — стенды.© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». «Чайна-таун» — стенды.© Ольга Соколова/Ridus

К стройным рядам грузовиков и автобусов из Поднебесной добавился целый «чайна-таун»-стендов китайских фирм, занимающихся запчастями, ремонтом, доставкой, производством и продажей инструментов и всего необходимого для хорошей жизни китайских авто в России.

Впрочем, не только китайских. Большим интересом пользовались стенды китайских компаний, занимающихся производством запчастей к европейским, японским и американским машинам.

Общее впечатление от «Комтранса-2023» вполне предсказуемо: китаизация российского рынка грузовых автомобилей видится неизбежной и всеобъемлющей. Островками, над которыми будет по-прежнему развеваться (условно) российский триколор, останутся не более одного-двух производителей. Именно им придется вступить в жесточайшую конкуренцию за огромный рынок, высвобождающийся после ухода G7.

«Комтранс-2023». Туристический автобус МАЗ, рабочее место водителя.© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». Туристический автобус МАЗ, рабочее место водителя.© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023».© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023».© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». Китайский тягач Foton Galaxy 4X2.© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». Китайский тягач Foton Galaxy 4X2.© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023».© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023».© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». «Чайна-таун».© Ольга Соколова/Ridus
«Комтранс-2023». «Чайна-таун».© Ольга Соколова/Ridus

Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора

Авто
268,3 тыс интересуются