Ещё в конце 2022 года Автоваз начал испытывать дефицит рабочих разных специальностей на заводе в Тольятти. В 2023 году ситуация видимо ухудшилась, так как в компании наметился уже острый дефицит различных специалистов. Дошло даже до того, что в июне Автоваз объявил о наборе осужденных для работы на конвейере. Этот вопрос обсуждался на встрече представителя завода с начальником УФСИН России по Самарской области. Правда речь идет только о тех кому назначены обязательные общественные работы.
На самом деле такая ситуация очень удивляет, по идее желающих должно быть много. Российский рынок покинуло множество иностранных авто производителей, которые закрыли свои заводы и распустили рабочих. Освободилось тысячи различных специалистов, но все они видимо не спешат ехать на Автоваз и устраиваться на работу. Но почему? Чтобы понять мотивацию таких людей надо посмотреть на предлагаемые вакансии и уровень зарплаты на заводе Лада. Кстати, не так давно Автоваз проиндексировал оплату труда и опубликовал актуальный список вакансий и зарплат. Давайте на них посмотрим.
На скриншоте выше вы можете наблюдать список должностей для дополнительного набора. Первый столбец это стандартная зарплата, второй столбец максимально возможный доход с переработками.
Начальник отдела или руководитель проекта может получать от 63 тысяч с небольшим. Менеджер по продукту в области ИТ минимально может иметь 78 тысяч, а обычный менеджер 44600р. С нынешними ценами на жилье, автомобили и жизнь в целом это не самый достойный показатель. А работать сверх нормы с минимальным отдыхом вряд ли кто-то хочет.
Если посмотреть на доход инженеров, то он в два раза меньше. Обычный инженер получает от 31700р, инженер-конструктор, проектировщик, технолог так же. А инженер-электроник от 43430р. На такой доход можно только выживать, но никак не жить полноценно.
А здесь список более энергозатратных должностей, то есть больше физической работы. Например, плавильщик металла получает от 61 тысячи рублей, маляр от 54 386р, электрогазосварщик от 40710 тысяч рублей. В этом списке средний доход примерно 50 тысяч рублей, и если учесть что работа не простая( не бумажки в офисе перебирать), то доход можно считать заниженным. Вообще удивляет насколько в России не ценят трудовые специальности, ведь на этих людях по большому счету все и держится.
Теперь в принципе понятно почему у Автоваза нет очереди из желающих устроиться работать на завод. Просто сам Автоваз считает такой уровень дохода нормой и повышать его не собирается. Зато автомобили Лада стабильно дорожают, при этом качество и технологии стоят на месте.
Но похоже Автоваз нашел способ как справиться с дефицитом рабочих. К сборке автомобилей будут привлекать жителей Северного Кавказа и даже мигрантов. При чем вторых начали привлекать ещё в прошлом году, когда на завод в Тольятти было принято 500 граждан Узбекистана. Самое смешное, что до этого завод сократил 2000 своих работников и только потом решил набрать мигрантов.
Жителям Ингушетии, где самый высокий уровень безработицы по стране, предложат 53 тысячи различных рабочих вакансий включая работу на Автовазе. Для тех, кто согласиться переехать в Самарскую область, обещают временное жилье, обучение и оплату переезда.
В общем, тенденция понятна. Своим платить достойные зарплаты не выгодно, зато приезжие, которые зачастую по Русски плохо говорят, согласятся получать меньше.
Если так и дальше будет продолжаться, то у нас все основные сферы деятельности (заводы, предприятия, школы, больницы и т.д.) постепенно будут заполняться приезжими мигрантами.