Найти в Дзене
ДЕЛА Красноярск

Новые теплоходы для Енисея застряли в санкциях

Современные теплоходы «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев», которые строятся для Красноярска в Санкт-Петербурге, вряд ли прибудут на Енисей в заявленные ранее сроки, в 2023 и 2024 году. Даты их поставки неизвестны и могут быть изменены. Причина – экономические санкции.

    Вот такие современные 99-метровые водоизмещающие суда проекта А45-90.2 должны заменить старые теплоходы на енисейской линии Красноярск – Дудинка
Вот такие современные 99-метровые водоизмещающие суда проекта А45-90.2 должны заменить старые теплоходы на енисейской линии Красноярск – Дудинка

«По срокам пока точной информации нет, – сообщили ДЕЛА в министерстве транспорта Красноярского края. –

Вероятны изменения сроков сдачи в связи с санкционной политикой и изменением логистических схем поставки оборудования».
    Так «Андрей Дубенский» выглядел в 2022 году – шли работы по набору корпуса судна
Так «Андрей Дубенский» выглядел в 2022 году – шли работы по набору корпуса судна

Напомним, новые суда предназначались для маршрута Красноярск – Дудинка протяженностью 1992 км. Сейчас по нему курсируют «В. Чкалов» и «А. Матросов», построенные в середине 1950-х годов в ГДР. 70-летние теплоходы требуют замены.

О необходимости обновления енисейского пассажирского флота заговорили еще 20 лет назад, но лишь в конце 2010-х годов вопрос начали решать радикально.

    Трехпалубным теплоходам постройки 1950-х годов, по всей видимости, еще какое-то время придется потрудиться на Енисее
Трехпалубным теплоходам постройки 1950-х годов, по всей видимости, еще какое-то время придется потрудиться на Енисее

31 июля 2020 года в Санкт-Петербурге, на Средне-Невском судостроительном заводе, заложили первый теплоход – «Андрей Дубенский», а через год, 30 июля 2021-го, – второй, «Виктор Астафьев». Имена им выбрали красноярцы из предложенного списка в начале лета 2020-го (другими вариантами были «Иван Ярыгин», «Василий Суриков» и «Андрей Поздеев»).

    Закладка теплохода «Андрей Дубенский» 3 года назад. Тогда утверждалось, что суда прибудут на Енисей с опережением срока, уже в 2023 году
Закладка теплохода «Андрей Дубенский» 3 года назад. Тогда утверждалось, что суда прибудут на Енисей с опережением срока, уже в 2023 году

Теплоходы, которые строятся по проекту А45-90.2, представляют собой трехпалубные суда длиной 99 м и рассчитаны на 245 пассажиров и 41 члена экипажа.

    Современное судно проекта А45-90.2: осадка 2 метра, скорость хода 12,4 узла, автономность на 5 тыс. км
Современное судно проекта А45-90.2: осадка 2 метра, скорость хода 12,4 узла, автономность на 5 тыс. км

В них будет по 71 каюте, включая 7 класса люкс. На борту предусмотрены ресторан, тренажерный комплекс с саунами. На третьей – прогулочной – палубе разместят открытое кафе-бар, а между уровнями будут ходить лифты. Суда оснастят станциями спутниковой связи и Wi-Fi. Они смогут находиться в рейсе до 15 суток без дополнительного снабжения провизией и водой. Кроме того, пассажиров с необорудованных причалов будут доставлять на борт при помощи быстроходных катеров, размещенных на теплоходах.

В 2020 году датой прибытия новых енисейских судов называли 2023 год, причем летом 2021-го сообщалось, что на Енисее первое из них окажется уже в середине 2023 года. Об этом, по словам экс-губернатора Красноярского края Александра Усса, была достигнута договоренность с судостроителями.

    Так, в торжественной обстановке, закладывали строительство второго теплохода «Виктор Астафьев» для Енисея в конце июля 2021 года
Так, в торжественной обстановке, закладывали строительство второго теплохода «Виктор Астафьев» для Енисея в конце июля 2021 года

Второму теплоходу, заложенному при участии не только красноярских, но и питерских первых лиц, а также представителей Госдумы, Объединенной судостроительной корпорации и Государственной транспортной лизинговой компании, сроком прибытия в край назначили 2024 год.

Последняя «сводка» о готовности судов появилась год назад, в июне 2022 года. По словам Усса, который побывал тогда на заводе, уже для обоих теплоходов обозначили отправку в Красноярск в 2024 году.

«Мы очень вовремя приняли решение о строительстве, потому что большая часть комплектующих, которые были необходимы, – уже на заводе», – сообщал тогда глава края.

    Работы на Средне-Невском заводе продолжаются, но пока их окончания не видно
Работы на Средне-Невском заводе продолжаются, но пока их окончания не видно

Однако, судя по нынешней ситуации, этого оказалось недостаточно. Поставка теплоходов пока подвисла на неопределенный срок.

Как рассказали ДЕЛА в пресс-службе Средне-Невского завода,

на предприятии делают все возможное, чтобы ускорить процесс.

«В связи со сложившейся внешнеполитической и экономической ситуацией, связанной с введением санкций в отношении Российской Федерации, АО «СНСЗ» принимает все меры по минимизации их влияния на производственную деятельность в целом и соблюдению контрактных обязательств, в частности, путем принятия компромиссных решений при поставках судового оборудования либо комплектующих производства недружественных стран (сроки поставки, варианты оплаты, возможные замены, замена поставщика и прочие)».

    Собранный каркас первого из двух судов для Енисея
Собранный каркас первого из двух судов для Енисея

Между тем в Центре транспортной логистики Красноярского края, который является заказчиком услуг лизинга для приобретения судов, нашему изданию сообщили, что пока нет особых причин для беспокойства: на сегодня поставка теплоходов находится в рамках контракта – а это 2024 и 2025 год (срок заключенных договоров лизинга на сумму около 8,8 млрд рублей составляет 20 лет, размер месячного платежа – 47,5 млн рублей.)

    Судостроители пытаются найти компромиссы при закупке необходимого оборудования, которое ранее планировалось поставить из недружественных теперь стран
Судостроители пытаются найти компромиссы при закупке необходимого оборудования, которое ранее планировалось поставить из недружественных теперь стран

В краевом минтрансе же о времени поставки новых теплоходов для Енисея говорят так:

итоговые сроки «находятся в процессе обсуждения на уровне заинтересованных сторон».