Применение танков для ведения огня из закрытых позиций тактика не новая и активно использовалась как в старых, так и в новых конфликтах. Причины бывают разные, но все из них сходятся в ряде факторов, с которыми рано или поздно сталкивается любая армия. Но не проще ли нарастить выпуск САУ, чтобы не «колхозить» из танка артиллерию?
Применение танков
Как правило, танки используют по прямому назначению – прорыв обороны противника или оказание помощи союзным войскам в оборонительных боях. Мобильность, броня и мощное орудие позволяют реализовать мобильную оборону или «таран» против укреплений врага. Однако, не всегда танки могут быть пригодны для своих прямых ролей. Иногда, отсутствие артиллерийских или зенитных средств заставляет командование использовать танки весьма изощрённо…
Например, в начальных этапах Великой Отечественной, танки с 76 мм пушками от Т-26 до Т-34 использовали в качестве зенитных орудий, заряжая шрапнельные боеприпасы и выставляя таймер на взрыватель. Нехватку вертикальных углов наведения компенсировали насыпями и прочими подручными или природными средствами. Разумеется, эффективность была низкой, но в условиях отсутствия зенитных средств, подобные «изящества» шли хоть на какую-то пользу.
Так же, сохранились сведения о ведении артиллерийской подготовки силами танковых орудий. Тот же Т-34-76 по своим убойным способностям мало чем отличался от СУ-76, но точность оставляла желать лучшего. Чего уж там – для артиллерийской подготовки могли привлекать тяжёлые ИС-2...
В наши дни, танки используют для артиллерийской подготовки в нескольких случаях – желание нарастить артиллерийскую группу союзных войск, компенсировать нехватку артиллерии (что периодически коррелируется с первой причиной), найти применение танкам, которые пока не рационально или невозможно использовать на линии боевого соприкосновения.
Зачем танки используют вместо САУ?
Причин несколько… Первая – применение устаревших танков, которые могут закрыть потребность фронта в артиллерийских орудиях. Чтобы произвести новую САУ, нужно время, ресурсы и деньги, которые могут стоить жизней пехотным частям. Проще и быстрее изъять с баз хранения некоторое количество устаревших танков в роде Т-62 или Т-55, наспех обучить экипаж и пустить на фронт. Такая машина в крайнем случае может закрыть потребность в танке на случай прикрытия отступающих частей.
Вторая – невозможность использования танка на ЛБС из-за особенностей участка фронта или ситуации на нём. В этом случае, танкисты могут помочь товарищам артиллеристам в налётах на позиции противника, облегчив задачу передовым подразделениям.
На сколько это эффективно?
Рациональность использования танка в качестве САУ под вопросом из-за отсутствия артиллерийских прицелов, необходимого оборудования и невозможность изменить метательный заряд. Та и углы склонения не позволят «гибко» вести огонь по вражескому укреп-району. Как же повысить эффективность ведения огня? Если раньше требовался корректировщик в непосредственной близости от противника, то сейчас корректировщиком может быть оператор БПЛА. Простенький разведывательный дрон дешёвый и позволит вносить поправки максимально быстро и точно. Не образец снайперского огня, но гораздо лучше того, что было ранее.
Раньше, танки могли участвовать в артиллерийской поддержке только в случае массированного артиллерийского налёта, когда требовалась работа по площади. Сейчас, эту роль могут выполнять РСЗО, а их распространённость не вызывает вопросов в дальнейшем использовании. Благодаря современным методам разведки и корректировки, точность ведения огня из танкового орудия гораздо выше, чем пару десятилетий назад.
Итог
Танк не может заменить САУ в полной мере, но может помочь своим, если ситуация на фронте препятствует использованию тяжёлых бронированных боевых машин. Не редко, танк (особенно устаревшие) заменяют ещё не произведённые артиллерийские установки, в которых остро нуждаются военные. Артиллерии много не бывает и если есть возможность, танк будут использовать как артиллерийское орудие, при условии, что ОБТ не сможет «разобрать» укрепления оппонента прямой наводкой.