Найти в Дзене
Колеса Даром

ЛИПУЧКИ: нордические (скандинавки), альпийские (евро-зима) и всесезонные. В чём отличия?

Оглавление

Очередной горячей темой к наступающему зимнему сезону, связанной с шинами, мы выбрали нешипованную зимнюю резину, называемую россиянами ещё фрикционными шинами или “липучками”. Наш регулярный гость-эксперт, разбирающийся в данном вопросе, – Георгий Божедомов, менеджер по обучению и техническому маркетингу компании Pirelli Tyre Russia.

Поговорим о том, какие типы нешипованных зимних шин существуют сегодня в отрасли и каковы их отличия? Для каких условий эксплуатации предназначен каждый из таких видов шин? Насколько популярны и где производятся такие шины Pirelli для северной зимы и для более мягкого зимнего климата?

Наш эксперт подчеркнул, что “липучка” – это народное название зимних нешипованных шин, которое им дали в России. Так конечные потребители, не искушённые в технических вопросах, называют любые зимние нешипованные шины, потому что, не имея шипов противоскольжения, они обладают свойством как бы “прилипать” к зимнему дорожному полотну.

«По сути – это так и есть. Основной функционал таких шин заключён в резиновой смеси, поэтому их задача – образовывать максимальное трение в пятне контакта: либо за счёт рисунка протектора и большого количества кромок ламелей, либо за счёт вязкости, эластичности и упругости резины, – поясняет эксперт. – К тому же, определённая конструкция и расположение брекерных слоёв, которые обеспечивают эластичность поверхности протектора, позволяют максимально повторять структуру дорожного полотна в пятне контакта».
Георгий Божедомов, эксперт Pirelli Tyre Russia
Георгий Божедомов, эксперт Pirelli Tyre Russia

СЕГМЕНТАЦИЯ “ЛИПУЧЕК”

У иностранных брендов на производстве нет такого понятия как “липучка”. Название – народное, поэтому водители могут именовать ею и “скандинавки”, и “европейки”, и даже “всесезонки”. По классификации таких шин наш гость рассказал следующе.

1. Скандинавские или нордические – это шины для экстремальных или суровых зимних условий. Но, в частности, в Pirelli к ним относят и шипованные, и нешипованные покрышки, предназначенные для северных зим. Нешипованные шины этого типа называют ещё фрикционными, а вместо слова “скандинавские” у итальянцев принято использовать понятие “нордические”, которое больше подходит для стран, находящихся ближе к северному полюсу (Канада, часть США, Скандинавия, Россия, северные районы Китая и др).

2. Альпийские или европейские – исключительно нешипованные шины для мягких зимних условий или евро-зимы. Основное их отличие от нордических “липучек” – то, что на льду “европейки” не обеспечивают такого уровня сцепления и безопасности. Их не особо называют фрикционными, за исключением части водителей и продавцов. А некоторые даже не видят различий между фрикционными нордическими и европейскими шинами, но они есть.👇

3. Всесезонные – шины для эксплуатации в первую очередь в южных и центральных странах Европы. Они не совсем соответствуют нашему зимнему климату, поэтому в России всесезонные шины Pirelli представлены в летней линейке. Особенностью таких шин также является возможность их эксплуатации на слабом бездорожье благодаря более глубокому и агрессивному протектору, с бóльшим количеством ламелей, чем у шоссейной летней резины. А вот температурная устойчивость в холодное время года у них не такая, какая необходима для севера.

Видимая разница в профиле шины и ламелизации протектора в зависимости от класса липучек Pirelli. Нордическая Ice Zero FR (слева), европейская Cinturato Winter 2 (в центре), всесезонная Cinturato All Season SF2 (справа)
Видимая разница в профиле шины и ламелизации протектора в зависимости от класса липучек Pirelli. Нордическая Ice Zero FR (слева), европейская Cinturato Winter 2 (в центре), всесезонная Cinturato All Season SF2 (справа)

Сложно сказать, когда в мировой шинной отрасли началось такое деление зимних шин на нордический и европейский тип, у каждого бренда по-разному. Pirelli, например, как итальянский (более южный) производитель, долгое время фокусировался на летней резине, шинах всесезонных и для евро-зимы.

«Когда началась бизнес-экспансия бренда в северные страны Европы и мира, наши инженеры понимали, что по примеру тех производителей, которые уже были в этих регионах, необходимо разрабатывать продукты для зимы с шипами противоскольжения, пришедших изначально из мира автоспорта».

В 2002 году для выхода на североевропейский рынок в Pirelli спроектировали первую шипованную шину Winter Carving, которая в 2012 году была модернизирована для выхода на российский рынок, где получила название Winter Carving Edge. Её, конечно, уже успели сменить не одно поколение новых моделей.

Также появились и фрикционные (нешипованные) шины нордического типа, которые известны отечественным автомобилистам: Pirelli Ice Zero FR, а также модель дочернего средне-ценового бренда Formula Ice FR, являющаяся абсолютной новинкой зимнего сезона 2023 года в России.

-4

КАКИМ РЕГИОНАМ РЕКОМЕНДОВАНЫ

Фрикционные шины нордического типа максимально заточены под экстремальные зимние условия, обладают необходимым функционалом на льду, необходимой эластичностью при низких отрицательных температурах – всем, чтобы эффективно “прилипать” в пятне контакта к различным зимним покрытиям.

Кроме того, они имеют большее количество ламелей, являющихся, по сути, кромками зацепа. В них чётко продуманы колейные зацепы на плечевых блоках, которые имеют ярко выраженную угловую форму на границе с боковиной.

«Естественно, нордические нешипованные шины правильнее и безопаснее будет использовать в странах ближе к полюсам Земли, в том числе и в России. Они рекомендованы к эксплуатации на всей территории нашей страны, но необходимо помнить о среднесуточной температуре, которая для их оптимального функционала не должна превышать 7 градусов тепла», – отмечает наш гость.
-5

Использование “евро-липучек” более ограничено в северном климате. По сути, их можно использовать зимой почти во всех регионах РФ, но только с пониманием того, что на обледенелых дорогах вождение должно быть более аккуратным. “Европейки” устойчивы к достаточно низким температурам, но на скользких зимних покрытиях такого сцепления, как у “скандинавок”, они не смогут обеспечить. Особенно чувствуют это те водители, которые переходят на них с нордических фрикционных или шипованных шин.

К тому же у “евро-зимы” более жёсткая внутренняя армирующая структура для минимизации сопротивления качению, потому что европейские тренды заточены на некую экологичность. Нордические же шины не совсем подразумевают экологичность, поэтому могут себе позволить пожертвовать уровнем сопротивления качению в пользу более мягкого, эластичного профиля, чтобы лучше сцепляться с обледенелой дорогой.

«Основная стихия “евро-липучек” – это снег, поэтому они и получили распространённое в Европе название – альпийские. В Альпах выпадает много снега, и расположено много горнолыжных курортов. Шины для евро-зимы больше заточены на то, чтобы любой европеец на горных снежных серпантинах чувствовал себя уверенно на дороге. Ну и конечно, на мокром асфальте. “Европейки” экономят чуть больше топлива, а также приятны по акустическому комфорту».
-6

В России эти шины идеально подходят для зимней эксплуатации в южных регионах страны, а также внутри больших мегаполисов, где дороги постоянно чистят, регулярно обрабатывают реагентами, где нет особой надобности в шипах из-за отсутствия ледяного настила. А вот если водитель часто выезжает на трассу или куда-то за город, то тут стоит подумать о более универсальных и приспособленных “фрикционках” нордического типа.

Вообще, на большей территории Европы зимой используются только фрикционные шины для евро-зимы или всесезонки. В той же Германии, например, среднесуточная температура редко опускается ниже минус 5°C, поэтому надобности в “скандинавках” нет. Яркими представителями современных “евро-липучек” от итальянского концерна являются Pirelli Cinturato Winter 2 (аналог для внедорожников — Scorpion Winter 2) и Pirelli Winter SottoZero 3.

Всесезонные шины, как уже отмечалось, – это круглогодичные шины в основном для климата Южной и Центральной Европы. В линейке таких шин у Pirelli можно отметить Scorpion Verde All Season и Cinturato All Season SF 2.

«Они хорошо справляются со снежной кашей и снегом, но не при глубоких отрицательных температурах, потому что их резиновая смесь подвержена быстрому стеклованию при сильном минусе. То есть шины дубеют при привычных для россиян морозах, и необходимое сцепление в пятне контакта теряется».
-7

Кроме преимущества использования “всесезонок” летом на легком бездорожье (грунтовые и проселочные дороги) их достоинством можно считать возможность спокойно задержаться в осенне-зимнем сезоне смены шин. Когда выпадает первый снег и начинаются первые заморозки, автовладельцам легче переждать ажиотажа и очередей на шиномонтаже, и переобуться позже. Всесезонные шины всё же достаточно надёжны при небольших минусовых температурах на асфальте.

ПОПУЛЯРНОСТЬ ЛИПУЧЕК

По оценке нашего эксперта, что касается итальянского бренда, то в России в зимний период более 80% занимают нордические шины (шипы и липучки), а 20% – “евро-зима”. “Европейки” чаще покупают владельцы новых и премиальных моделей авто. Они, как правило, оборудуются шинами редких размеров, которых на вторичном рынке непросто найти.

«Сегодня Pirelli выпускает на заводах в России как нордические шины, так и для евро-зимы. Ещё существует часть нордических моделей, которые поставляются в РФ из других стран. Обычно – это какие-то сложные или редкие типоразмеры. Но вся ошиповка (в отношении шипованных шин) производится исключительно у нас в стране, – отметил в заключение Георгий Божедомов. – В Европе нордические “липучки” также выпускаются, ездить на них там тоже разрешено».
-8

Для новейших автомобилей с редкими типоразмерами колес, как правило, изготавливаются в основном “евро-липучки”. Причина проста – новые модели авто всегда больше поставляются в Европу, нежели в Россию, поэтому и шины их размеров делаются под Европу в первую очередь. Конечно, такие шины поставляются и к нам. А вот нордические шины чаще изготавливаются под более распространённые автомобили, имеющиеся на рынке.

Реклама, ООО «Колеса Даром.Ру», www.kolesa-darom.ru, erid: 2VtzqueYQWf

Подписывайтесь на блог, у нас ещё много полезного и интересного!😉

#авто #шины #липучки #всесезонки #зимние шины #обзор #внедорожники #колеса #протектор #транспорт