Найти тему
Лающая Рыба

б. Секрет коррекции или волшебная таблетка.

Оглавление

(Информация может быть применена к детям с любыми заболеваниями.)

Слышащие дети с рождения постоянно получают слуховую информацию, постепенно запоминают, вникают. Все это происходит непроизвольно, без каких-либо усилий со стороны. Им не требуется специальных занятий. Глухим детям необходимы постоянные занятия. Им нужно многократно повторять пройденный материал, чтобы не забывать его. Все это приводит к бесконечным занятиям по развитию слуха и речи.

Рис 1. Как я провел детство...
Рис 1. Как я провел детство...

Существует ли тот секрет, который раз и навсегда избавит вас от проблем, связанных с нарушением слуха у ребенка? Где найти такое средство?

Рис 2. Чудо-штука!
Рис 2. Чудо-штука!

Мифическая волшебная таблетка! Что-то единое целое, в количестве одна штука, которое за один раз поможет решить все проблемы, как по щелчку пальцев.

1. Волшебная таблетка, ее описание, подробный состав и инструкция.

2. Какая связь между слухом и рисованием и как применить всю эту информацию?

3. А как это все реализуется педагогами в коррекционных детских садах и в школах?

4. Долго и нудно...

5. Вывод.

1. Волшебная таблетка. Ее описание, подробный состав и инструкция к применению.

Описание: круглая таблетка, которая состоит из двух половин:

Рис. 3
Рис. 3

теория и практика.

Назначение: глухота, тугоухость вторичное нарушение речи, не отягощенные другими диагнозами. По согласованию со специалистом возможно применение для детей с другими диагнозами.

Показания к применению: развитие слуха и речи, высших психических функций.

Противопоказания: личное нежелание развивать речь и слух, глухота, отягощенная другими диагнозами.

Способ применения и дозы: волшебную таблетку поедают в течение многих лет, ежедневно откусывая по кусочку с каждой стороны. Курс может состоять из 5 и из 25 лет.

Состав: учебная деятельность... Нет! Здесь присутствует огромное количество совершенно разных компонентов:

Рис. 4
Рис. 4

Органы и системы: когнитивный сфера, высшие психические функции.

Побочные действия: при неправильном применении препарата возможен целый спектр побочных действий: эхолаличная речь, аграмматичная речь, попугайская речь, нарушения просодики речи, общее недоразвитие речи, лексико-грамматическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое нарушение речи.

Действие: препарат проникает в мозг через движение и сохранные анализаторы, вырабатывает рефлексы, развивает высшие психические функции и совершенствует когнитивную сферу ребенка.

Особые указания: для достижения максимального эффекта препарат следует принимать регулярно и поэтапно.

Взаимодействие: препарат хорошо сочетается с назначениями логопеда, нейропсихолога и тренера по ЛФК.

Условия хранения: препарат не следует хранить. Его следует применять.

Информация носит справочный характер. Проконсультируйтесь со специалистом.

Учебная деятельность.

Рис. 5
Рис. 5

Учебная деятельность - это форма активности человека, которая осуществляется в процессе обучения при непосредственном руководстве со стороны педагога. Проще говоря, это занятия.

Но не занятиями едиными достигается волшебный эффект. Занятия - всего лишь маленький его кусочек. Он самый важный, но очень маленький.

Игровая деятельность.

Рис. 6
Рис. 6

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил. Игра - первая ступень деятельности ребенка, ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.

Продуктивная деятельность.

Рис. 7
Рис. 7

Детская продуктивная деятельность – процесс создания детьми продукта. Это может быт рисунок, постройка, аппликация, лепная поделка.

Чтение литературы.

Рис. 8
Рис. 8

Чтение сказок - мощнейший инструмент для развития речи и слуха. При этом одинаково полезно и прослушивание, и самостоятельное прочитывание ребенком текстов. Чтение развивает речь, слуховое восприятие, грамматический строй, пополняет словарный запас. Формирует представления ребенка о мире.

Коммуникативная деятельность.

Рис. 9
Рис. 9

Коммуникативная деятельность - это общение, передача информации от человека к человеку. Эффективность коммуникативной деятельности во многом зависит от уровня развития коммуникативных навыков у человека.

Двигательная деятельность.

Рис. 10
Рис. 10

Двигательная активность человека - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, его естественная потребность. Существует тесная связь между между становлением двигательной и познавательной сферы.

Трудовая деятельность

Рис. 11
Рис. 11

Трудовая деятельность - это деятельность, направленная на развитие у детей трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам.

Самообслуживание.

Рис. 12
Рис. 12

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя. Этот вид деятельности очень важен, так как он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и удобстве, уметь одеваться, раздеваться, принимать пищу, выполнять санитарно-гигиенические процедуры. Воспитательное значение этой деятельности - жизненно необходимо.

Познавательно-исследовательская деятельность

Рис. 13
Рис. 13

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя исследование ребенком объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В процессе этой деятельности дети проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность, устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы взрослым и сверстникам.

Социально-культурная деятельность

Рис 14.
Рис 14.

Социально-культурная деятельность развивает и формирует личность, которая усваивает культуру. Формы социально-культурной деятельности детей весьма разнообразны: слушание музыки, посещение музеев, театров, выставок, развлечения, праздничные утренники. В ходе этой деятельности дети усваивают социальные роли, нормы поведения, учатся общаться.

Деятельность в мультимедийном пространстве.

Рис. 15
Рис. 15

Мультимедийное пространство - это электронная окружающая среда, сплетение социальных сетей, аудио- и видеоресурсов, средоточие современных цифровых платформ и площадок, это пространство, создаваемое электронными средствами. Фильмы, мультфильмы, игры, и, конечно, интернет.

Необходимость взаимодействия детей с мультимедиа очень спорна. Особенные споры возникают среди педагогов, психологов и родителей. Причина этих споров проста: дети (а бывает и взрослые) не научены правильно ею пользоваться, пребывают в этой среде бесконтрольно, что ведет к неблагоприятным последствиям. На сегодняшний момент тема мультимедиа практически не обуздана педагогами и родителями. Она очень мощная и дикая в неумелых руках. То, что предлагает программа школьного обучения может быть и отвечает современным требованиям. Но современные требования не успевают учитывать современные потребности подрастающего поколения и стремительно развивающихся технологий. Технологии развиваются настолько быстро, что человек просто не успевает к ним приспособиться, задать какие-то рамки, требования и нормы. Нравится нам это или нет, деятельность внутри мультимедийного пространства присутствует в жизни каждого из нас. А в жизни подрастающего поколения она будет необходима. Поэтому, как любой деятельностью, нам необходимо научить детей овладеть ею с пользой, а не во вред.

2. Какая связь между слухом и рисованием и как применить всю эту информацию?

Рис 16.
Рис 16.

Слышащие дети усваивают информацию спонтанно. Их мозг обрабатывает информацию, беспрепятственно получаемую от всех пяти органов чувств. Повторение, уточнение информации, ее детализация и структурирование происходит посредством разных видов деятельности ребенка: игровая, исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная и всеми остальными видами деятельности, о которых мы говорили ранее. Детям с нарушением слуха необходимы не только специальные занятия (см. "учебная деятельность"), но и постоянное повторение пройденного материала, которое тоже подразумевается включать в учебную деятельность. Поскольку время занятий для детей с нарушениями должно быть ограничено СанПиНами, способностями самих детей, мы можем включить повторение в другие виды деятельности, которую может предпочесть сам ребенок. Заинтересованный игрой ребенок проявляет высокую активность. А родители (и педагоги) могут воспользоваться ею.

Давайте разберем это на примерах:

Пример 1. Слово "собака"

Учебная деятельность - провести занятие по развитию слухового восприятия на материале слова "собака"

Игровая деятельность - поиграть в собаку

Продуктивная деятельность - слепить или нарисовать собаку

Чтение литературы - прочитать сказку о собаке

Коммуникативная деятельность - поговорить о собаке

Двигательная деятельность - побегать как собака, сравнить с тем, как бегает человек.

Трудовая деятельность - позаботиться о собаке.

Самообслуживание - понаблюдать и сделать выводы о том, что собака тоже умывается, только по-другому. Умыться как человек.

Познавательно-исследовательская деятельность - узнать о собаке больше: подергать ее за хвост и сделать выводы.

Социально-культурная деятельность - посетить музей, посвященный собакам или на выставку собак.

Мультимедиа - посмотреть мультфильм о собаке, послушать песню про собаку.

Рис 17.
Рис 17.

Занятия по развитию слухового восприятия и устной речи не могут быть единственным видом деятельности ребенка. Чтобы информация, заключенная в новом слове, закрепилась в голове ребенка лучше, необходимо сосредоточить вокруг нее разнообразную деятельность. И с другой стороны всю эту разнообразную, хаотично появляющуюся и исчезающую деятельность ребенка собрать вокруг нового слова (или понятия).

Рис 18
Рис 18

Это будет разнообразней и интересней. Не нужно заучивать слово "собака" до тех пор, пока ваша собака сама не скажет вам, что она - собака. ))) Предложите ребенку выбор - рисовать? Лепить? Играть? Бегать? И все про собаку. Проговаривайте слово "собака" в ходе всей деятельности, говорите о собаке простыми доступными пониманию ребенка предложениями, не наседайте на произношение - занимайтесь любимым делом со своим малышом и снова меняйте деятельность. Такой подход будет учитывать психофизиологические особенности ребенка, который не может постоянно заниматься.

Разберем еще один пример:

Пример 2. Слово "прыгает"

Учебная деятельность - развитие слухового восприятия на материале слова "прыгает".

Игровая деятельность - поиграть в прыгающих животных или насекомых - лягушка, заяц, кузнечик.

Продуктивная деятельность - сделать из бумаги прыгающую игрушку или раскрасить раскраску "кузнечик".

Чтение - прочитать сказку про прыгающее животное. Например, "Палочка-выручалочка". Сложные предложения для детей с низким уровнем слухоречевого развития заменять на более простые. Детым с хорошим уровнем слухоречевого развития это не требуется.

Коммуникативная деятельность - пообщаться о прыгающих животных, насекомых, обсудить, как можно прыгать (в длину, в высоту, с палкой), где и как прыгать нельзя. Посмотреть и обсудить прыжки в воду и с парашютом.

Двигательная деятельность - попрыгать. Прыгать со скакалкой, через резинки, как животные, как насекомые.

Трудовая деятельность - здесь придумать сложно, но можно: попрыгать вверх за развешанным бельем.

Самообслуживание - одеваться, не прыгая и не бегая. Порой, самое сложное задание для детей. )))

Познавательно-исследовательская деятельность - какие животные и насекомые прыгают? Сколько ты назовешь животных и насекомых, которые прыгают? Как прыгают лягушки? Как прыгяют кузнечики? Как прыгает птичка? Понаблюдай и повтори.

Социокультурная деятельность - посмотреть прыжки в воду, прыжки гимнастов. Не пытаться повторить! )

Мультимедиа - посмотреть мультфильм "палочка выручалочка", "осторожно, обезьянки!".

Пример 3. Слово "деревянный".

Учебная деятельность - развитие слухового восприятия на материале слова "деревянный"

Игровая деятельность - поиграть в деревянные кубики. Отметить, что они деревянные.

Продуктивная деятельность - построить из кубиков башню или дворец.

Чтение - почитать сказку "три поресенка". Уточнить, что один дом был соломенный, второй деревянный, третий кирпичный.

Коммуникативная деятельность - поговорить о дереве, о том, где и как оно растет, как его обрабатывают и делают из древесины изделия.

Двигательная деятельность - покататься как деревянное бревнышко по полу.

Трудовая деятельность - помыть деревянный стол.

Самообслуживание - причесаться деревянной расческой.

Познавательно-исследовательская деятельность - изучить с ребенком свойства дерева и металла. Сравнить их: дерево плавает, а металл - нет. Дерево горит, а металл - нет.

Социально-культурная деятельность - посетить музей изделий из дерева.

Мультимедиа - посмотреть мультик "Пиноккио". Обсудить, из чего был сделан Пиноккио.

Рис 19.
Рис 19.

Неужели каждое слово или понятие необходимо исследовать подобным образом? Стол, стул, яблоко, машина, молоток, бежать, зеленый, над...

Чем больше, - тем лучше. Ведь именно таким образом в голове слышащего, нормотипичного ребенка формируется представление об окружающем мире. Но мы даже не замечаем этого. У ребенка с нормальным слухом нет нарушений восприятия, нет специфики формирования памяти, внимания, речи и мышления, как у ребенка, который родился глухим. Поэтому в норме не требуется такой намеренный подбор занятий, игр и перебирания разных видов деятельности. В случае, когда мы воспитываем ребенка с отклонениями вся эта деятельность начинает приобретать целенаправленный характер. Нет необходимости каждое понятие исследовать таким образом, ведь с накоплением словарного запаса, представлений об окружающем мире, с достижением нужного уровня слухоречевого развития настанет день, когда такой подход больше не потребуется. Однако, пока этого не произошло, пока каждое слово дается упорным трудом, для достижения более высоких результатов можно "подогнать" всю деятельность ребенка под необходимую тему, при этом предоставляя ему выбор. Что хочет малыш? Лепить? Рисовать? Слушать сказку? Или просто бегать? Он не хочет лепить собаку, хочет лепить кошку. Сядьте рядом, слепите собаку, поиграйте с кошкой малыша своей собачкой. И цель будет достигнута. Каждый вид деятельности обязательно сопровождается обоюдным обсуждением на уровне развития ребенка, либо чуть выше.

3. А как это все реализуется педагогами в коррекционных детских садах и в школах?

Знакомьтесь: тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя. Она есть в каждом коррекционном учреждении.

Рис 20.
Рис 20.

Основным из видов организации совместной деятельности логопеда и воспитателя является взаимодействие через тетрадь взаимосвязи. Логопед формирует, а воспитатель закрепляет сформированные речевые (а в некоторых случаях и не только речевые) навыки. Да, коррекционный детский сад - это не место хранения детей, а место структурированного образовательного процесса, в котором расписан каждый день и каждый час. Реализация этого момента и его результативность в каждом конкретном заведении - это уже другой вопрос. Бывает по-разному.

4. Долго и нудно...

Истинные фанаты своей профессии не замечают этого, как это долго или нудно.

Давайте сходим на кухню. Там на тарелке лежат 25 пельменей. Вы поочередно втыкаете в каждый из них вилку и едите их по одному.

Рис. 21
Рис. 21

Каждый раз, когда вы едите пельмени, вы не замечаете, что едите их по одному. Так же по одному виду деятельности вы осваиваете понятия. Один вид деятельности за другим: тут позанимались, там полепили, здесь побегали... Да, в конце концов, по дороге из садика нарисовали палкой на снегу собаку и сказали, что это собака, "бака", "пака", "кака"... (варианты могут быть разные). Такая же, как вон там по дорожке бежит. У вас не возникает вопросов, почему мы едим пельмени один за другим, но возникает вопрос, почему мы должны чередовать один вид деятельности за другим, осваивая какое-нибудь понятие. Потому что в первом случае наша задача всего лишь съесть пельмени - это просто! А во втором сформировать понятие и ввести его в жизнь, исследуя его посредством разных видов деятельности, параллельно не забывая работать с другими психическими функциями: речь, мышление, память, восприятие, внимание. А так же с их:

- свойствами (свойства внимания, речи, мышления, восприятия, памяти)

- компонентами (компоненты речи, мышления, восприятия)

- процессами (процессы, речи, мышления, памяти, внимания, восприятия)

А так же с учетом возрастных норм и особенностей их формирования при разных типах дизонтогенеза.

...о чем тоже можно почитать, пройдя по соответствующим ссылкам или можно будет почитать когда-нибудь, если у меня хватит на это времени. Вы можете не вдаваться в эти подробности. Для этого существуют специалисты. Лучше нарисуйте/слепите игрушки или понятия, которые на последнем занятии вам дал сурдопедагог. Изучите с ребенком ИХ свойства - в вашей ситуации это будет более результативнее, чем теория.

Рис 22.
Рис 22.

Почему рисовать? Почему лепить? Почему смотреть мультик? Ведь дефектолог, сурдопедагог, логопед, в первую очередь должен развивать у ребенка высшие психические функции, а не рисовать и лепить - нужно заниматься.

Для ответа на этот вопрос я отмечу три момента:

  • мой блог, в первую очередь, предназначен для родителей. У специалистов свои, более глубокие методы погружения в тему коррекции. Данная статься не нужна ни одному из них. Прочитав мою статью, каждый из специалистов скажет: "Пффф! Ну это же козе понятно". Да, это понятно любой козе, если у нее есть высшее дефектологическое или хотя бы просто педагогическое образование.

Рис 23.
Рис 23.

Но в большинстве случаев, родителям, которые являются замечательными
специалистами в своей, какой-нибудь другой области, непонятно, почему,
почему так важно заниматься какой-то... (цитирую) "простецкой ерундой" с
ребенком - рисовать, лепить, вырезать, и как это связано с тем, что их
ребенок не говорит. Им непонятно - и это нормально. Я в очередной раз
пытаюсь это объяснить.

  • ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста - игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, в конце концов, но не учебная. Это необходимо учитывать. Подробнее вы можете почитать в возрастной периодизации развития Д. Б. Эльконина.
  • предположим, что у ребенка 3 занятия с сурдопедагогом, 3 занятия с логопедом на неделе. Вспомните характеристику лексики и накопление словарного запаса у глухих детей. На каждое слово просто невозможно провести 1-3 занятия. Самого усидчивого ребенка не хватит для того, чтобы овладеть словарным запасом своей возрастной нормы. Поэтому рисование лепка, просмотр мультиков, прослушивание песен, аппликации и раскраски по теме занятий - это наше все! Даже если ребенок просто бегает, можно поиграть в бегающих зверушек. Нужно быть специалистом, чтобы вести коррекционную работу, продумывать ее маршрут, но совершенно необязательно быть педагогом, чтобы слепить с ребенком кошку из пластилина, раскрасить машинку или съездить в село посмотреть на козу.
Рис. 24 Так в идеале выглядит образ жизни семьи, в которой воспитывается ребенок с отклонениями. И это не все, что в него входит. Это тоже его часть.
Рис. 24 Так в идеале выглядит образ жизни семьи, в которой воспитывается ребенок с отклонениями. И это не все, что в него входит. Это тоже его часть.

Коррекция не состоит только из занятий сурдопедагога, логопеда, нейропсихолога и ЛФК.

Рис. 25. Не ограничивайте ребенка одной лишь учебной деятельностью! Примерно так выглядит подход "Да мы и так занимаемся". Как видите, он недостаточен, если вы хотите получить результат.
Рис. 25. Не ограничивайте ребенка одной лишь учебной деятельностью! Примерно так выглядит подход "Да мы и так занимаемся". Как видите, он недостаточен, если вы хотите получить результат.

Каждый блок даст ребенку столько же, сколько и учебная деятельность. Если целенаправленно включить в нее оставшиеся 10 видов деятельности, то коррекция будет в 11 раз эффективней.

Если начать работу до окончания сензитивного периода, то эффективность каждого блока возрастет еще выше.

Однажды я дала нескольким детям на индивидуальных занятиях слово "корова". И домашнее задание: после занятия подойти к остановке, где установлена замечательная фигура коровы, на которой можно посидеть. Проходящие мимо дети постоянно останавливались около нее, чтобы посмотреть, потрогать и пощупать корову, залезть на нее, сфотографироваться. Словом, изучить ее со всех возможных сторон (см пункт 3) всеми доступными развивающемуся мозгу методами. А перед сном я рекомендовала родителям подобрать сказку про корову и прочитать ее ребенку, подбирая наиболее простые, доступные пониманию ребенка слова. А на следующий день слепить из пластилина корову. Задание было простым, но выполнили его меньшинство.

Когда-то, в момент постановки диагноза "глухота" родители готовы были отдать многое за то, чтобы их ребенок слышал и говорил. Но они не смогли подойти к трамвайной остановке, чтобы посмотреть на корову. Они не стали читать глухому ребенку сказку про корову или общаться о корове, потому что ребенок не понимает смысл слов, они не стали лепить с ребенком корову, потому что они не умеют лепить. Их ребенок не знает, что такое корова. Я буду учить с их ребенком слова "корова" еще несколько занятий. С такой скоростью ни один логопед, ни один сурдопедагог никогда не решит проблему объема первичного словарного запаса ребенка, а время, затрачиваемое на переход с одного этапа речевого развития на другой, увеличится, тормозя формирование последующих этапов.

Рис 26. Задержка в формировании одного этапа существенно задерживает формирование других этапов.
Рис 26. Задержка в формировании одного этапа существенно задерживает формирование других этапов.

5. Вывод:

Вот и вся волшебная таблетка. Теперь вы знаете ее состав, способы применения, действие, длительность курса "лечения". Миф о волшебной таблетке - это популярная и распространенная идея, которая заключается в вере в то, что существует метод, способный решить все проблемы человека и привести к мгновенным и желаемым результатам. К сожалению, ничего в нашем мире не дается просто так. Вместо веры в силу волшебной таблетки или секрета необходимо осознать, что достижение желаемых результатов требует времени, усилий и часто изменений нашего образа жизни.

Рис 27.
Рис 27.

Развивайте слуховое восприятие, пополняйте словарный запас, осваивайте понятия одно за другим, практикуйте их в разных видах деятельности, развивайте мышление и социализируйте ребенка.

Предыдущая статья - 4.8. Формирование вопросно-ответной формы речи у глухих детей

Следующая статья - 4.9 Ситуативное понимание вопросов

Статьи о составе волшебной таблетки:

О чтении:

О чтении художественной литературы глухим детям

Как читать глухим детям художественную литературу

Как начать читать глухим детям художественную литературу

Об игровой деятельности:

Об игровой деятельности.

Секреты коррекции:

Второй секрет коррекции или волшебная таблетка от глухонемоты - 2

Пополнение представлений об окружающем мире у глухих детей. Или ещё два секрета коррекции