Найти в Дзене
Лающая Рыба

6.2. Пополнение представлений об окружающем мире у глухих детей. Или ещё два секрета коррекции.

1. Немножко философии 2. Пополнение представлений об окружающем мире в системе детских садов. 2.1 Общеобразовательный и коррекционный детский сад 2.2 И если все же сад не коррекционный... 3. И это тоже не все. 4. Выводы 1. Немножко философии Любой человек в ходе своей жизни всегда оперирует тем, что он знает. А если он этого не знает, он ищет эту информацию, как это делаете сейчас вы. Весь человеческий мир находится в сознании людей. Все то, что человек отражает посредством восприятия, мышления и речи, существует в области известного ему. За границей известного находится область того, чего человек не знает, но вполне может узнать благодаря имеющимся у него опыту, знаниям и представлениям, которые находятся в области известного. Человек использует для этого внимание, восприятие, речь, память, мышление, разные виды деятельности и свои навыки. С недавних пор вы узнали слово "сурдопедагог" и "дефектолог" и пошли в область обозримого неизвестного искать о них информацию. Вы читали, с
Оглавление

1. Немножко философии

2. Пополнение представлений об окружающем мире в системе детских садов.

2.1 Общеобразовательный и коррекционный детский сад

2.2 И если все же сад не коррекционный...

3. И это тоже не все.

4. Выводы

1. Немножко философии

Любой человек в ходе своей жизни всегда оперирует тем, что он знает. А если он этого не знает, он ищет эту информацию, как это делаете сейчас вы. Весь человеческий мир находится в сознании людей. Все то, что человек отражает посредством восприятия, мышления и речи, существует в области известного ему. За границей известного находится область того, чего человек не знает, но вполне может узнать благодаря имеющимся у него опыту, знаниям и представлениям, которые находятся в области известного. Человек использует для этого внимание, восприятие, речь, память, мышление, разные виды деятельности и свои навыки. С недавних пор вы узнали слово "сурдопедагог" и "дефектолог" и пошли в область обозримого неизвестного искать о них информацию. Вы читали, слушали, смотрели и уже многое узнали. Не знали, - взяли и узнали. А ведь до этого вы знали только слово "логопед". За границей обозримого неизвестного находится та неизвестность, о которой человек не имеет ни малейшего представления, и у него нет ни предпосылок, ни мотивации ее познать. В этой области лежит что-то совершенно иное. Сейчас мы не будем о ней говорить.

Рис 1. Область бесконечной неизвестности не имеет границ. Но мы не будем о ней говорить
Рис 1. Область бесконечной неизвестности не имеет границ. Но мы не будем о ней говорить

Мир (любого) ребенка, как и взрослого, ограничен областью его знаний и представлений. Границы знаний постоянно растут, увеличивая мир детей.

Рис 2.
Рис 2.

Время от времени дети любят выходить за пределы области своих знаний. За это их часто ругают взрослые. Иногда и взрослые сохраняют это качество. Таких взрослых за это тоже ругают другие взрослые. Таков порядок и устройство мира взрослых людей: в нем все нельзя.

Рис 3.
Рис 3.

Ребенок не должен оставаться запертым внутри своих возможностей, но и выходить далеко за их границы неэффективно, а иногда даже просто вредно. Наиболее верная позиция - когда ребенок проходит по границе между двумя этими областями, последовательно набирая новые знания, представления и подкрепляя их уже известным.

Рис 4.
Рис 4.

А значит...

Каждое знание ребенка должно базироваться на уже известных ему фактах и охватывать новое.

На этом построена вся педагогика.

2. Пополнение представлений об окружающем мире в системе детских садов.

...имеет свои цели, задачи, методы, формы и даже регламент, который постоянно меняется. Как мы знаем, знания ребенка пополняются в ходе разных видов деятельности ребенка. Это происходит в детском саду, дома, на улице, в магазине, в гостях... да везде! В детском саду ребенок проводит около 30 процентов всего своего времени. Это много (но это не все). За это время ребенку многое можно дать.

Рис 5.
Рис 5.

Дети с нарушениями слуха посещают либо коррекционный детский сад, либо общеобразовательный. И в коррекционном детском саду, и в общеобразовательном реализуется адаптированная образовательная программа для глухих и слабослышащих детей. И в коррекционном, и в общеобразовательном детском саду есть логопед. Так в чем же разница?

2.1. Общеобразовательный и коррекционный детский сад.

Разница в подходе в коррекционных и общеобразовательных детских садах разных регионов и разных стран может существенно отличаться. Поскольку я не была в детских садах других регионов и даже стран, список приведенных мной отличий может быть неточным. Когда я в качестве специалиста побываю в какой-нибудь другой стране, я обязательно об этом расскажу. ))) Я часто читаю о работе образовательных учреждений других стран: очень интересно. И, оказывается, не всегда лучше, чем у нас. Правда, это уже дело вкуса.

1. В коррекционном детском саду наполняемость групп меньше. Это знают все.

2. Следовательно, педагоги могут уделить каждому ребенку больше внимания, больше занятий.

3. В коррекционном детском саду все специалисты - и воспитатель, и логопед, и музыкальный работник, и психолог ведут свою работу с учетом адаптированной образовательной программы. Музыкальные занятия, развитие речи, ознакомление с окружающим миром и многое другое строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. И, главное, все они имеют коррекционную направленность.

4. В коррекционном детском саду на одного логопеда приходится в два раза меньше детей и в два раза больше часов на занятия.

5. В коррекционном детском саду логопед или дефектолог может вносить комментарии по работе других специалистов, исходя из потребностей детей. Так же логопед или дефектолог прописывает рекомендации к работе воспитателя, музыкального руководителя и других специалистов для каждого ребенка. Для этого у него есть тетрадь взаимодействия. Таким образом в коррекционном детском саду работа каждого специалиста носит не только общеразвивающий, но и коррекционный характер.

Рис 6.
Рис 6.

Утром логопед или дефектолог дает ребенку слово, ну, скажем, "моет", а днем воспитатель моет руки, проговаривая с ним это слово. Или, если выражаться точнее, вводит слово в повседневную жизнь ребенка. На следующий день логопед или дефектолог планирует другие слова и другие понятия, а воспитатель отрабатывает их. Работа эта проводится ежедневно: ежедневно утром на индивидуальных и групповых занятиях развиваются высшие психические функции, пополняется словарь и представления об окружающем мире, а днем эти знания и навыки вводятся в повседневную жизнь. В общеобразовательном саду, логопед не может вносить корректировки и рекомендации к работе других специалистов. Поэтому широта коррекционного воздействия на ребенка в таком детском саду значительно меньше.

Рис 7. В древние времена еще до инклюзии разница в подходах к обучению и воспитанию детей с нарушениями в коррекционном и общеобразовательном детском саду выглядела так. Слева мы видим коррекционное воздействие в специальном детском саду, а справа - в общеобразовательном.
Рис 7. В древние времена еще до инклюзии разница в подходах к обучению и воспитанию детей с нарушениями в коррекционном и общеобразовательном детском саду выглядела так. Слева мы видим коррекционное воздействие в специальном детском саду, а справа - в общеобразовательном.

Сейчас все выглядит иначе: да, конечно, в общеобразовательном детском саду (но не в каждом) другие специалисты стараются, продумывают свою работу с учетом индивидуальных особенностей детей с нарушениями в развитии. Но возможности реализации адаптированной программы в общеобразовательном детском саду во многом уступают возможностям, которые имеются в коррекционном. Да просто потому, что детей в "массе" больше. И не только по этой причине. Мы не будем вдаваться в подробности причин и останемся на поверхности явления:

Адаптированная образовательная программа в общеобразовательном детском саду реализуется не в полной мере. Реализация адаптированной образовательной программы в коррекционном и общеобразовательном детском саду - это две абсолютно разные вещи.

В коррекционных садах работа строится более усиленно. Если же глухой ребенок посещает общеобразовательный детский сад, вся информация может в прямом смысле пройти мимо его ушей. Поэтому, если ребенок посещает не коррекционный детский сад, многие вопросы родителям приходится брать в свои руки. Если вопросы развития высших психических функций и слухового восприятия берет на себя сурдопедагог или дефектолог, которого посещает ребенок после детского сада, то с объёмом словарного запаса могут возникнуть серьёзные проблемы.

2.2. И если все же сад не коррекционный...

Не секрет, что в коррекционный детский сад попасть сложно. В некоторых маленьких городах или поселках таких садов просто нет. Иногда родители отказываются от коррекционного садика сами. Поэтому ребенок посещает самый обычный детский сад. Как помочь ребенку? Для этого нам нужен календарно-тематический план воспитательной и образовательной работы с детьми в вашей группе. Обычно он расположен прямо в раздевалке. А если нет, просто попросите его посмотреть и следуйте темам, которые проходят дети. Планы могут быть разные и отличаться друг от друга в разных детских садах. Они могут быть составлены методистом самостоятельно или взяты готовые. Формы, в которых педагог преподносит материал, могут быть различны. Воспитатель выбирает их сам в зависимости от обстоятельств. Это может быть и занятие, и наблюдение, и игра, и какие-нибудь продуктивные виды деятельности - лепка, аппликация. А может быть разворот в рабочей тетради, если рабочие тетради предусмотрены руководством детского сада и министерством образования.

Чем поможет родителям календарно-тематический план и как они могут его использовать в достижении своей цели? Или ещё один секрет.

Читайте календарно-тематический план группы вашего ребенка. Что там написано? Тема "осень". Обогащение словаря: "листопад", "перелетные птицы", "моросит", "холодный", "сильный" (вероятно, в значении "сильный дождь/ветер"), "хмуро", "дождливо", "пасмурно". Какие темы и содержание подвижных и сюжетно-ролевых игр? Магазин? Игра "птички в гнездышках"? А теперь подумаем: у ребенка есть база для понимания и усвоения этой информации? Он готов к усвоению этой информации? Он знает слово "лист", но не знает слово "листопад"? Он знает слово "птичка", но не соотносит его со словом "птички"? Он знает слово "гнездышко"? Соответствуют ли его слух и речь уровню образовательной программы? Если ребенок не успевает, ему нужно помочь. Мы знаем, что...

...для наиболее полного усвоения темы глухим и слабослышащим детям необходимо многократное повторение материала.

Родители должны знать, что если ребенок не имеет соответствующего тематике словарного запаса, он не поймет, о чем речь. Система его представлений будет заполняться ограниченно, либо, что происходит чаще всего, вообще не пополнится.

Поэтому необходимо заранее набирать словарный запас по теме, отслеживать, как ребенок усваивает информацию. Таким образом знания, которые получает ребенок в детском саду, будут базироваться на уже известных ему фактах и охватывать новое. И войдут в систему его знаний и представлений об окружающем мире.

Что - прямо все слова учить???

Да сколько сможете. Одно слово в день - это 365 слов в год. Одно слово в неделю - это 52 слова в год. При этом одно слово будет служить базой для других слов. Из одного слова позже "вырастет" несколько других слов.

А если этого не делать?

О! Ужас! Ребенок не освоит образовательную программу детского сада?!

Рис 8. Как теперь с этим жить?
Рис 8. Как теперь с этим жить?

Не то страшно, что ребенок не освоит программу детского сада. Материал можно наверстать, пусть даже и позднее. Страшнее то, что со временем, на групповых занятиях, на которых ему ничего не понятно, ребенок не обретет способности и интереса к познанию и не научится работать в коллективе. У него могут сформироваться такие качества, как познавательная пассивность, безынициативность, низкая самооценка, и, как следствие, снижение когнитивного потенциала: снижается внимание, не развивается восприятие, ребенок не вслушивается в информацию, не стремится ее запомнить, не работает мышление, ребенок не включатся в работу. Это формируется в привычку. И вот это уже действительно серьезная проблема...

Рис 9. А вот как жить с этим - действительно серьезный вопрос.
Рис 9. А вот как жить с этим - действительно серьезный вопрос.

...но она не одна. С этой проблемой ребенку придется не только учиться в школе, но и жить. Этого ни в коем случае нельзя допустить!

Рис 10. Ребенку нужно понимать все, о чем говорят на занятии. Безусловно, все дети в разной степени осваивают материал, опираясь на имеющийся у них опыт и систему знаний. Кто-то осваивает больше, кто-то чуть меньше. У глухого или любого другого особого ребенка система знаний и представлений меньше, уже, а то и вовсе отсутствует. В совокупности с ограничением восприятия и речи такому ребенку значительно сложнее овладеть материалом.
Рис 10. Ребенку нужно понимать все, о чем говорят на занятии. Безусловно, все дети в разной степени осваивают материал, опираясь на имеющийся у них опыт и систему знаний. Кто-то осваивает больше, кто-то чуть меньше. У глухого или любого другого особого ребенка система знаний и представлений меньше, уже, а то и вовсе отсутствует. В совокупности с ограничением восприятия и речи такому ребенку значительно сложнее овладеть материалом.

И от обратного - успешное познание, успешная позиция в коллективе, порождает еще большее стремление познавать. Формируется познавательный инструмент (о нем можно почитать здесь), речь, мышление, формируются навыки работы в группе, пополняются сведения об окружающем мире - вначале на индивидуальных занятиях, потом на групповых, на уроках в школе, позже из книг, энциклопедий, фильмов, еще позже наш ребенок начинает черпать информацию изо всех доступных источников. Хоп! И природу формирования психологии глухого ребенка перехитрили! "Хоп", конечно формируется годами упорного систематического труда. Да, я знаю, как это трудно и сложно. Еще я знаю много успешных примеров. Подробнее о том, как делается "хоп", читайте с самого начала блога, до сегодняшней статьи и далее. Так же нужно учитывать, если у ребенка есть дополнительные нарушения в развитии, родителям так же понадобится другой канал с другим специалистом. Система работы там будет несколько иная, или даже вовсе абсолютно другая.

3. И это тоже не все. Или ещё один всем известный секрет, который вовсе и не секрет, потому что о нем всегда говорят.

Однако, детский сад и образовательно-воспитательная программа лишь часть жизни глухого ребенка.

Из чего состоит жизнь ребенка?

  • детский сад.
  • семья.
  • система дополнительного образования, секции, кружки.
  • игры, чтение, мультфильмы.

И многое другое. Я надеюсь, в цифрах будет понять проще. В неделе 168 часов.

В детском саду ребенок проводит примерно 30 % своего времени. В это время он активно развивается и пополняет свою систему знаний и представлений об окружающем мире. И делает это под присмотром специалистов. (При этом на сколько бдительный присмотр зависит от статуса детского сада - коррекционный он или общеобразовательный)

Рис 11. Это мы уже обсудили
Рис 11. Это мы уже обсудили

На сон ребенка уходит около 50-40 процентов всего времени. Малыши спят больше, дети постарше - меньше.

Оставшиеся 20-30 процентов времени ребенок проводит в своей семье. А ведь и это много. За это время ребенку тоже можно многое дать. В это время ребенок общается с родителями, посещает секции, кружки, дополнительные занятия, играет, смотрит мультики и ходит в гости...да просто идет из садика домой или в садик. Так ведь и здесь, в этих 20-30 процентах тоже происходит (или не происходит) активное пополнение представлений об окружающем мире. Коррекционно-развивающий процесс не должен храниться в стенах сада или кабинета сурдопедагога. Он не должен быть заперт в альбоме для занятий. В идеале родители под руководством коррекционных педагогов вводят полученные знания в жизнь. Это значит, что после занятия с логопедом или дефектологом по теме слова "моет", после активации слова "моет" с воспитателем в группе ребенок приходит в свою семью и в совместной игре, в гостях, в кафе, в секциях и в кружках он тоже моет руки, активируя слово "моет". Это не менее важно, чем занятия в детскому саду, на дополнительных занятиях у коррекционного педагога и в режимных моментах группы.

Рис 12. Дома с родителями ребенок тоже вводит в жизнь слово "моет".
Рис 12. Дома с родителями ребенок тоже вводит в жизнь слово "моет".

Да, коррекционное воздействие на ребенка со стороны родителей - это не просто возить его на занятия, ведь мы знаем, что...

...для наиболее полного усвоения темы глухим и слабослышащим детям необходимо многократное повторение материала.
Рис 13.
Рис 13.

Утром логопед или дефектолог дает ребенку слово, днем воспитатель активирует это слово, а вечером и в выходные этот слово вводят в жизнь родители. Тем, кто не учился на логопеда, могу сообщить, что уметь произносить слово "моет" при таком подходе вполне достаточно.

4. Выводы:

1. Для наиболее полного усвоения материала глухим и слабослышащим детям требуется многократное повторение.

2. Каждое новое знание должно базироваться на известных ребенку (человеку) фактах и охватывать новое. Любая новая информация составит базу для последующей.

3. Наиболее продуктивное обучение обеспечит глухому ребенку коррекционный детский сад.

4. Если ребенок не усвоил программу детского сада, программу можно наверстать позже.

5. Если ребенок усваивает программу, со временем он не обретет способности и интереса к познанию и не научится работать в коллективе. У него могут сформироваться такие качества, как познавательная пассивность, безынициативность, низкая самооценка, и, как следствие, снижение когнитивного потенциала: снижается внимание, не развивается восприятие, ребенок не вслушивается в информацию, не стремится ее запомнить, не работает мышление, ребенок не включатся в работу. Это формируется в привычку.

6. Программа детского сада и школы - далеко не единственный источники познания окружающего мира для ребенка.

7. Целью любого обучения является не сложить факты в голову, а научить ребёнка учиться и познавать, это воспитание познавательной деятельности.

8. Занятия по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром и многие другие занятия, к сожалению, не научат ребёнка говорить, однако для овладения содержанием этих занятий ребенок должен иметь речь и словарный запас.

9. Наиболее успешно адаптированная образовательная программа реализуется в коррекционных учреждениях.

10. Да, то самое максимальное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс не менее важное звено на пути к достижению той самой цели, о которой мы говорили в самом начале блога.

Предыдущая статья - "Практические занятия для развития глухого (слухопротезированного!) ребенка до 1 года."

Следующая статья - "Как начать читать глухим детям художественную литературу"

Статьи о секретах коррекции:

"Волшебная таблетка или секрет коррекции"

"Еще один секрет коррекции"