Найти в Дзене
Лающая Рыба

Об игровой деятельности.

1. Что такое игра и игровая деятельность? 2. Функции игры. 3. Какая бывает игра? 4. Как развивается игровая деятельность в норме. 5. Развитие ребенка в ходе игровой деятельности. 6. Вывод. 1. Что такое игра и игровая деятельность? Разные виды деятельности мы разбирали в статье "Секрет коррекции или волшебная таблетка". Сегодня мы поговорим о таком виде деятельности, как игра. Что же такое игра и игровая деятельность? Игра является ведущим видом деятельности у ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность – это активность, которая проводится в форме игры. Игра - это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, внутри которой происходит развитие психических процессов, подготавливающих переход ребёнка к новой, высшей ступени его становления как личности. В игре ребенок осваивает новые роли, усваивает общественный опыт, развивает навыки и расширяет свой жизненный опыт. Играя, ребенок воссоздает окружающий его мир. А ребенок создающий свой мир, - это творящий ребенок. У взросл
Оглавление

1. Что такое игра и игровая деятельность?

2. Функции игры.

3. Какая бывает игра?

4. Как развивается игровая деятельность в норме.

5. Развитие ребенка в ходе игровой деятельности.

6. Вывод.

1. Что такое игра и игровая деятельность?

Разные виды деятельности мы разбирали в статье "Секрет коррекции или волшебная таблетка". Сегодня мы поговорим о таком виде деятельности, как игра. Что же такое игра и игровая деятельность? Игра является ведущим видом деятельности у ребенка дошкольного возраста.

Рис 1.
Рис 1.

Игровая деятельность – это активность, которая проводится в форме игры.

Игра - это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, внутри которой происходит развитие психических процессов, подготавливающих переход ребёнка к новой, высшей ступени его становления как личности.

В игре ребенок осваивает новые роли, усваивает общественный опыт, развивает навыки и расширяет свой жизненный опыт. Играя, ребенок воссоздает окружающий его мир. А ребенок создающий свой мир, - это творящий ребенок. У взрослых игра не исчезает, а превращается в рекреационную деятельность, имеющую ценность как дополнение к жизни. Взрослые тоже нуждаются в игре. Для педагога игра – один из главных компонентов в процессе обучения и досуга детей, мотив которых находится не в результате, а в самом процессе игровой деятельности. Игра так же является диагностическим, коррекционным и развивающим пособием педагога. Игра оказывает воздействие на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, речи, мышления и, конечно, воображения, на становление их произвольности.

2. Функции игры:

  1. Развлекательная.
  2. Обучающая.
  3. Коммуникативная.
  4. Компенсаторная.
  5. Релаксационная.
  6. Творческая.

3. Какая бывает игра?

Игры бывают настолько разные, что большое разнообразие игр затрудняет их классификацию. В блоге, посвященном развитию и обучению глухих детей нас интересует следующая классификация игр:

Игры бывают с правилами и творческие.

Игры бывают: индивидуальные коллективные.

Игры бывают: манипулятивные, процессуальные, сюжетно-ролевые

Игры бывают дидактические, игры-драматизации и конструктивные.

И это лишь небольшая часть игр, которые мы можем выделить.

4. Как развивается игровая деятельность в норме?

Итак, у нас есть гипотетический малыш и игрушка. В идеале это должна быть погремушка, но пусть это будет машина. Малыш и машина лежат рядом и не контактируют друг с другом. Прежде, чем ребёнок начнет развивать игровую деятельность, он должен научиться координировать свои движения и действия. И первое, что он начинает учиться делать - видеть машину. То есть задерживать на ней свой взгляд и следить за ее движением. И, конечно, слышать ее.

Рис 2.
Рис 2.

Если ребенку дать машину в руку, он пытается удерживать ее. Малыш подрастает, начинает переворачиваться, берет в руку игрушку и тянет ее в рот. А ведь рот еще надо найти! Ребенок садится на попу. Вау! Вот это да! У него освободилось две руки! Теперь он может не только взять машину в руку, но и переложить ее из одной руки в другую! А потом обратно... А затем ему в голову приходит гениальная для его возраста идея! Он может манипулировать ею: стучать, облизывать, нюхать, тем самым набирая сенсорных представлений о ней, чтобы развивать свое внимание, восприятие, оттачивать координацию своих движений. Так начинается формирование и развитие первого типа игры который называется - манипулятивная игра.

1. Манипулятивная игра. Это игра, в ходе которой ребенок выполняет многократно повторяющееся действие предметами. Например, класть в кузов машины мяч, собирать пирамидку, класть кубик в ведерко или просто стучать предметом об предмет.

Рис 3.
Рис 3.

Манипулятивная игра позволяет ребёнку больше узнать о предметах: их размер, вес, форму. Малыш еще не знает, что предмет, который он держит в руках - машина (пирамидка, ложка, кастрюля - ему все равно). Но она уже развивает его внимание (сосредоточу внимание на машинке, сяду и поманипулирую ею), восприятие (пощупаю машину, понюхаю машину, оближу машину, постукаю машину, посмотрю на машину), пополняет сенсорные представления ребенка о машине, развивает наглядно-действенное мышление (в машину влезает небольшой кубик, но не влезает большой мяч), память, да и речь тоже. Ребенок экспериментирует с машиной, изучает ее свойства, трогает, крутит колеса, ставит ее на пол и начинает катать...

Как только машина малыша коснулась пола и поехала, начинается новый этап в развитии игровой деятельности ребенка: процессуальная игра. При этом предыдущая форма игры (манипулятивная) продолжает развиваться. Теперь в его арсенале два типа игр.

2. Процессуальная игра.

Рис 4.
Рис 4.

Процессуальная игра - это игра, в ходе которой ребенок имитирует процессы, которые встречает вокруг себя. Теперь ребенок уже не облизывает машину, не стучит ею. Теперь его машина едет. Отличием от предыдущего типа игры является имитация процесса: ребенок имитирует процесс движения машины. Теперь ребёнок овладевает значениями предметов окружающего мира через условные с ними действия - кормит куклу ложкой, играет, как самолет летит, а заяц скачет). В ходе процессуальной игры ребёнок не стремится к результату и не воспроизводит действия в точности. Ему достаточно обозначить общий смысл, например, приложить ложку к лицу куклы, потому что действие носит условный, мнимый характер. Машина примерно едет из ниоткуда в никуда. Она совершает процесс. Девочка кормит куклу, при этом в тарелочке еще ничего не лежит, девочка не осознает себя мамой, а куклу дочкой. Заяц скачет в открытом пустом пространстве, не имея на то никаких мотивов. Они все совершают процесс. Несмотря на кажущуюся простоту игры, мозг ребенка в этот момент выполняет сложнейше задачи. Ребенок учится имитировать и подражать тому, что он видит вокруг себя. Полностью включены в работу внимание, восприятие, мышление, речь, память. Ребенок наблюдает за окружающей действительностью, выделяет главное, отражает осмысленное в своей игре. Любой дошкольный педагог (дефектолог, воспитатель, логопед) с даже с небольшим опытом работы, наблюдая за игрой ребенка уже способен заметить несоответствия, просто наблюдая за игрой: "игра есть, но нет звуков", "игра есть, звуки есть, но нет речи", "игры нет, ребенок на этапе манипуляций". С возрастом процессуальная игра развивается, усложняется, ребенок начинает использовать речь, предметы-заместители, в игре появляются дополнительные атрибуты - в тарелочке появляется кашка, куклу надо укрыть одеялом, девочка осознает себя мамой, машина получает точку начала и конца пути, заяц открывает для себя смысл и мотив своего бега. Игра обретает сюжет. Теперь она усложняется и становится сюжетной или сюжетно-ролевой.

3. Сюжетно-ролевая игра. Третий тип игры. Если в предыдущей игре машина ехала из ниоткуда в никуда, то в сюжетной игре с машиной происходит целая история. Машина едет из дома в лес, в машине сидит папа, папа грузит ёлку в машину, едет обратно домой. Но вдруг в лесу у него ломается колесо, на папу нападает стая волков, папа превращается в человека-паука, связывает волков, отвозит их в зоопарк, а ёлку везёт домой. В процессуальной игре ребенок кормит куклу, а в сюжетной - он кормит куклу чем-то конкретным, после еды ребенок укладывает куклу спать, а потом ведет ее в больницу или в детский сад. Заяц обретает стартовую точку прыжка, передвигается в лесном пространстве, задавшись вполне конкретной целью, например скрыться от волка.

Рис 5.
Рис 5.

Как и прежде, основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников, сюжеты книг и мультфильмов. Отличие сюжетной-ролевой игры от других типов игр является:

  • Наличие сюжета, то есть ряда событий, которые объединены какими-либо связями.
  • Содержание игры — характер действий и отношений, которыми связаны участники событий.
  • Роль, которую принимает на себя ребенок. Теперь он кто-то конкретный - мама, водитель, заяц.
  • Наличие ролевой речи.

Сюжетная игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми. Теперь в игре ребенок осваивает новые роли, усваивает общественный опыт, развивает навыки и расширяет свой жизненный опыт. Играя, ребенок воссоздает окружающий его мир. А ребенок создающий свой мир, - это творящий ребенок.

5. Развитие ребенка в ходе игровой деятельности.

Игровая деятельность у ребенка имеет большое значение для развития его высших психических функций, таких как внимание, восприятие, память, мышление, речь, а так же развивает воображение ребенка.

В ходе манипулятивной игры ребенок развивает внимание, его концентрацию, пополняет сенсорные представления ребенка - потрогать, понюхать, облизать, постукать, посмотреть, послушать. Закладываются первые представления о предметах. Ребенок учится координировать и планировать движения, развивает координацию "глаз-рот", "глаз-рука", развивает наглядно-действенное мышление, а так же предпосылки к формированию речи.

Рис 6.
Рис 6.

В ходе процессуальной игры, когда нижние навыки уже вполне сформированы, ребенок на их базе продолжает развиваться. Конечно, развивается речь, начинает развиваться умение взаимодействовать со сверстниками, а значит развиваются коммуникативные навыки вне дома и семьи. Так же ребенок учится саморегуляции. В ходе игры он пополняет знания и представления об окружающем мире. Развивается мышление, ребенок учится наблюдать и анализировать увиденное вокруг себя. Формируется умение действовать в воображаемой ситуации. Происходит овладение первыми игровыми действиями, отражающими фрагменты жизненных ситуаций, доступных его наблюдению и пониманию,

Рис 7
Рис 7

Сюжетно-ролевая игра развивает у ребенка воображение. Наблюдая, ребенок отмечает все больше нюансов в происходящем вокруг него. В ходе игры ребенок более точно отражает действительность, связывает события между собой. Ребенок учится брать на себя роль, взаимодействовать в рамках этой роли с другими персонажами, учитывать воображаемую ситуацию, контролировать свое поведение в контексте условной ситуации.

Рис 8.
Рис 8.

6. Вывод.

- Игра это сложный многогранный процесс, затрагивающий все стороны психического развития ребенка. В своем развитии она проходит несколько этапов, которые мы рассмотрели фрагментарно.

Рис 9.
Рис 9.

- Игра - мощнейший инструмент в развитии высших психических функций у глухих (и не только глухих) детей.

- По степени влияния на развитие психических функций игра в дошкольном возрасте обладает большим эффектом, чем чтение, о котором все активно говорят. Но при этом ни первое, ни второе ничто, если не проводить занятия по развитию речи и слуха и не связывать содержание занятий с тематикой игры.

- Игра развивает внимание, восприятие, память, речь и мышление, воображение.

- Игра - это отражение ребенком окружающей действительности.

- Игра - это прекрасный диагностический инструмент уровня психического развития у всех детей.

- Ребенок не может заниматься весь день, но он может играть без ограничений по времени. Любую игру можно превратить в инструмент развития в любое время и в любом месте. Вовлеченность в игру взрослого, владеющего минимальными знаниями о коррекционной педагогике и методике игры, в этот момент обязательно. Любой взрослый в состоянии придать игре развивающий эффект.

- Педагог в состоянии придать игре коррекционный эффект. Однако, тогда игра становится дидактический. Но о ней мы поговорим чуть позже.

Предыдущая статья - Занятие и "игра на развитие..." - не одно и то же.

Следующая статья - "Игры на развитие... Или как родителям активизировать крохотный словарик глухого малыша?"