Найти тему
Лающая Рыба

4.8. Формирование вопросно-ответной формы речи у глухих детей.

Что делать, если глухой ребенок не понимает вопросы?

1. Пополнение, расширение словарного запаса.

2. Что такое вопросно-ответная форма речи?

3. Формирование вопросно-ответной формы речи.

1. Пополнение, расширение словарного запаса.

Рис 1. Как же так???
Рис 1. Как же так???

Так ведь тема статьи - "Формирование вопросно-ответной формы речи" - при чем тут словарный запас???

Все в порядке. Все так, как и должно быть. Третий этап развития речи посвящен формированию вопросно-ответной форме речи, но тема пополнения, расширения и уточнения словарного запаса будет всегда актуальна. Она никогда не заканчивается, даже у взрослого человека. Поэтому мы затронем ее и здесь. Более того, необходимо так же продолжать работу по развитию слухового восприятия. И все эти моменты идут одновременно.

Работа по пополнению, расширению словарного запаса детей заключается в следующем:

1. Увеличение количества обобщающих понятий и слов внутри группы:

Продукты: молочные, мясные продукты, хлебобулочные изделия, сладости.

Бытовая техника.

Инструменты.

Семья: продолжение темы - сын, дочь, внук, внучка, племянник, племянница, брат, сестра.

Имена.

Времена года, время суток, месяцы, дни недели, год.

Одежда и обувь: зимняя, летняя, демисезонная, домашняя и уличная.

Головные уборы.

Планета, страна, город, улица.

Посуда: столовая, кухонная, чайная.

Профессии.

Музыкальные инструменты.

Космос: планеты, небесные тела (солнце, звезды, луна, спутник).

Транспорт: наземный, подземный, водный, летательные виды транспорта.

Военная техника.

Виды спорта, спортивный инвентарь.

Морские животные.

Растения, цветы, деревья, кустарники.

Животные и птицы: домашние, дикие, хищные, травоядные.

Овощи, фрукты, ягоды.

Глаголы

Прилагательные

Простейшие предлоги и союзы

2. Работа с антонимами и с синонимами.

3. Чтение сказок и выделение незнакомой лексики в тексте с последующим объяснением. Возьмите за привычку и продолжайте читать ребенку сказки каждый вечер.

4. Чтение стихов по памяти.

На этом этапе развития речи для работы по пополнению словарного запаса ребенка подойдет любое пособие, ведь ребенок уже многое понимает.

2. Что такое вопросно-ответная форма речи?

Такой формы речи в логопедии нет. Но есть диалогичная речь, которая подразумевает умение отвечать на вопросы и задавать их. Но о ней мы поговорим несколько позже. Там содержится очень важная для формирования речи глухих детей информация. В этом разделе мы будем говорить об умении отвечать на вопросы и задавать их. Тема очень объемная. И непонятно, с какой стороны этот пирог «кусать».

3. Формирование вопросно-ответной формы речи. Немного теории.

Перед тем, как научиться задавать вопросы, нужно научиться их понимать и отвечать на них. Вопросы бывают разные. На одни из них ребенок уже умеет отвечать, а другие еще даже не понимает. Работа с вопросами выстроена от простого к сложному. Как и в предыдущих разделах, я не рекомендую перескакивать с этапа на этап. Важно проходить их последовательно один за другим, даже если кажется, что ребенок легко отвечает на эти вопросы. Одним этапом ребенок может овладевать месяц или даже год. Это нормально. Главное, не спешить.

Для начала немного теории.

Вопросы можно разделить два этапа:

1. Ситуативное понимание вопросов.

2. Собственно понимание вопросов.

Вопросы, о понимании которых идет речь, в свою очередь делятся на три типа:

1. Констатирующие вопросы. Констатирующие вопросы наиболее легкие и требуют простых ответов. Перечень их ограничен: Кто? Кто это? Что? Что это? Что делает?

2. Поисковые вопросы. Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой?

3. Проблемные вопросы. Зачем и почему?

Так же есть три способа отработки вопросов:

1. Информация воспринимается посредством слов и картинок.

Рис 2. Информация обрабатывается посредством слов и картинок
Рис 2. Информация обрабатывается посредством слов и картинок

Перед ребенком выкладывается картинка "собака ест кость". Педагог задает вопросы: "Что ест собака?", "Кто ест кость?", "что делает собака?". Но если произвести инверсию и представить ее ребенку в виде "Кость ест собака" и снова задать вопросы? Не станет ли в таком случае кость есть собаку? Да, возникает такая проблема. И если кость, которая ест собаку, не входит в сюжет картинки, то как работать без картинок?

2. Ребенок воспринимает текст или речь на слух без опоры на картинки. Вся информация воспринимается в виде устных или письменных слов.

Рис 3. Ребенок воспринимает текст или речь на слух без опоры на картинки.
Рис 3. Ребенок воспринимает текст или речь на слух без опоры на картинки.

В этой ситуации к тексту педагог снова задает три вопроса: "кто несет петушка?", "Что делает лиса?", "Кого несет лиса?". (Либо текст и вопросы представлены устным высказыванием. Как именно - роли не играет.) Перед ребенком в данном случае нет никаких картинок. Ему нужно уметь анализировать информацию, представленную только словами. Часто дети отвечают на вопросы, ориентируясь не на понимание ситуации, а на выделение отдельных слов в тексте или в устном сообщении. Это ведет к неблагоприятным последствиям, о которых в последствии говорят родители: "Он понимает вопросы, но правильно отвечает не на все" или "Он отвечает на вопросы, но не на все, смотря как их задавать". Но проблемы, связанные с непониманием вопросов возникают не потому, что педагог неправильно их формулирует, а потому что слышащий глухой(!) ребенок не понимает речь.

Для понимания проблемы, рассмотрим пример с вопросами и ответами реально существующего ребенка, чьи родители обратились ко мне с проблемой непонимания вопросов. Ребенок воспринимался родителями и педагогами, которые занимались с ним, как слышащий, ведь ему сделали операцию по слухопротезированию целых 4 года назад. Целый один год ребенок занимался с сурдопедагогом. И как только он начал понимать и говорить первые слова, ушел на занятия к логопеду. Сейчас у ребенка прекрасный словарный запас, он рассказывает длинные стихи, у него отличное "чистенькое" произношение и он даже может вести вполне сносный диалог, но, со слов родителей, "с вопросами какие-то проблемы".

Текст:

"Стояла осень. Было раннее утро. За окном шел дождь. Витя лениво следовал за мамой в детский сад за своими рисунками".

Вопросы с ответами ребенка:

Какая стояла погода? Стояла осень.

Какое было время года? Было утро

Куда шел мальчик? Шел дождь

За чем шел Витя? За окном, за мамой, за рисунками.

Понимание речи в данном случае оставляет желать лучшего. Ребенок не понимает речь, потому что это глухой ребенок. И у него есть проблемы, которые не решены. Логопед очень старался, сформировал неплохой словарный запас, поставил хорошее произношение, но не учел всей специфики формирования речи такого ребенка. Потому что:

1. Слухопротезированный ребенок остается глухим ребенком. Даже если ребенок прекрасно слышит, "ноги проблемы" растут из глухоты. И правильнее было бы считать, что это иногда слышащий ребенок, у которого проблемы как у глухого.

2. Ни один слуховой аппарат, ни один кохлеарный имплант не даст вашему ребенку полноценный слух. Он даст лишь возможность его развивать! Ребенок не прошел все этапы формирования слухового восприятия.

3. У глухого ребенка страдает не только слух! Нарушение слуха сказывается на всей психической деятельности ребенка, что влечет за собой целый спектр проблем, начиная от слухового восприятия и заканчивая всей психикой в целом. Мы еще не можем сказать, какие еще проблемы остались у ребенка в голове.

4. Развитие слухового восприятия - это основополагающий фактор в процессе обучения глухих детей.

5. Слуховое восприятие этого ребенка не было сформировано до конца. Это длительная многоступенчатая работа на многие годы. Нельзя позаниматься с сурдопедагогом полгода/год и уйти к специалисту другого профиля (исключение - оглохшие постлингвально дети).

3. Вне занятий в повседневной жизни. Информация воспринимается в виде слов по подвижному сюжету, который разворачивается вокруг ребенка. Например, мальчики бегают и играют в футбол, девочка катает коляску, мальчик пинает камушек, мальчик копает ямку, мальчик строит замок.

Рис 4. Вне занятий в повседневной жизни. Информация воспринимается в виде слов по подвижному сюжету, который разворачивается вокруг ребенка.
Рис 4. Вне занятий в повседневной жизни. Информация воспринимается в виде слов по подвижному сюжету, который разворачивается вокруг ребенка.

Итак, во дворе на детской площадке гуляют дети. Мальчики играют в футбол, мальчик строит замок, мальчик копает ямку, девочка катает коляску, мальчик пинает камень. И весь этот сюжет постоянно двигается и меняется. "Что пнул Костя?". Пока педагог задает вопрос, камень уже приземлится, а сам Костя начал заниматься другими делами. Девочка катает коляску. Она может остановиться в любой момент и начать разговаривать с друзьями или во время катания коляски она может разворачиваться в разные стороны, она может остановиться, если ей что-то мешает, обойти коляску, чтобы посмотреть, как объехать препятствие. Но в целом она катает коляску. Мальчик строит замок. Пока ребенок анализирует вопрос, мальчик может и построить, и разрушить свой замок. Сюжет не стоит на месте. И глухой ребенок должен уметь анализировать его во всем его движении. Это не так-то просто!

Каждый тип вопросов – констатирующие, поисковые и проблемные вопросы необходимо отрабатывать всеми тремя способами.

Рис 5. Пример отработки констатирующих вопросов всеми тремя способами.
Рис 5. Пример отработки констатирующих вопросов всеми тремя способами.

Вывод: вопросы бывают разные. Мысли о том, что ребенок умеет отвечать на вопросы, но у него иногда бывают "какие-то сложности" или "он все понимает, но иногда не понимает..." говорит о том, что ребенок не понимает ни вопросов, ни речь.

to be contunied...

Предыдущая статья - Статья о родителях или что делать, если ребенок глухой?

Следующая статья - Секрет коррекции или волшебная таблетка от глухонемоты.

Статьи о речи и о развитии речи у глухих детей:

4.1 Речь

4.2 О развитии устной речи у глухих детей

4.3 Этап 1: Формирование первых произносительных навыков у глухих детей

4.4 Лексика. Словарный запас глухих детей

4.5 Этап 2. Формирование словарного запаса у глухих детей

4.6 Разные части речи в словарном запасе глухих детей

4.7 Игры для развития словарного запаса у глухих детей

4.9 Ситуативное понимание вопросов