1. О "страшнополезном" чтении.
2. Как ребенок воспринимает процесс чтения ему книги?
3. Что происходит в голове ребенка в момент слушания книги?
4. Глухой ребенок и книга.
5. Как начать читать глухому ребенку книги?
6. Вывод.
1. О "страшнополезном" чтении.
Читать книги страшно полезно. Особенно страшно это полезно для детей с нарушением слуха. Чтение расширяет кругозор детей, развивает речь, воображение и не только это.
Статьи о чтении с детьми, имеющими нарушение слуха:
О чтении художественной литературы глухим детям.
Как читать художественную литературу глухим детям?
Секрет коррекции или волшебная таблетка
2. Как ребенок воспринимает процесс чтения ему книги?
Что такое читать ребенку книги? Если постоять и посмотреть со стороны, то это вечерком обнять любимого малыша, открыть книгу и читать её ребенку вслух. Малыш обнимается с мамой или с папой и внимательно слушает сказку, разглядывая картинки.
Но не все так просто...
3. Что же происходит в голове ребенка в момент слушания книги?
Если рассматривать это занятие с точки зрения работы мозга и высших психических функций, это совместная работа внимания, восприятия, памяти, речи и мышления. Это соединение слуха, зрения, тактильных ощущений, особо внимательные обратят внимание (да, тавтология), что книги так же шуршат и пахнут. Многие люди не могут себе отказать в чтении живых книг как раз по этой причине - живые книги пахнут и шуршат, а чтение электронной книги для них несколько лысо, бедно и недостаточно. Кому знакомо? Во время слушания сказки ребенок внимателен и сосредоточен. У него включаются в работу минимум 4 вида восприятия: зрительно ребенок воспринимает картинки, слова, на слух он воспринимает образы слов, присутствуют своеобразные запахи - книги, мамы, и даже постельного белья. Ребенок воспринимает тактильные ощущения: мама, подушка, диванчик, вибрация маминого голоса. Включается в работу память: образы восприятия, образы слов, картинок, явлений. Ребенок воспринимает речь во всех её проявлениях, начинает работать мышление. Все высшие психические функции развиты равномерно. Они открыты, воспринимают информацию, накапливают её, анализируют, сохраняют и включают полученные знания в систему своих знаний и представлений. Мозг работает. И чем больше он слушает, читает, понимает, тем больше и лучше он будет работать в дальнейшем
4. Глухой ребенок и книга.
А если это глухой ребенок, который услышал первые звуки совсем недавно и едва успел привыкнуть к новым ощущениям? В таком случае мы можем сказать, что функции его развиты неравномерно и возможно уже несколько специфично. Диссонанс в развитии высших психических функций вносит свои особенности. Ребенок видит, он даже слышит. Но первичным в его восприятии являются изображения, а не слова. Слух, даже если он протезирован, но слуховое восприятие не включено в систему познания, не несет для него информации в том виде, в котором ожидают родители. В таком случае мы можем наблюдать следующие особенности:
- ребенок не сосредоточивает внимание на процессе чтения книги.
- ребенок не слышит или слух не играет значимой роли в момент чтения ему книги. Возможно ему даже интересно, но он вертится, не слушает. Иногда ему достаточно посмотреть картинку и он тут же хочет листать интересную книжку дальше. В более сложных случаях (или если ребенок ещё совсем мал) он может даже не воспринимать картинки. Книга является для него предметом, которым можно поиграть, пощупать или даже пожевать. Все верно, он набирает сенсорные эталоны, ведь его мозгу их недостаточно. Он требует жевать книгу.
- ребенок слушает, но в его памяти нет достаточного количества слуховых образов слов.
- ребенок знает слишком мало слов в любой их форме.
- ребенок не соединяет отдельные слова и картинки в общий смысл.
- ребенок улавливает отдельные слова, но не успевает или не может воссоздать из них целостный образ произведения.
Принесёт ли чтение такому ребенку пользу? К сожалению, нет.
Как же "страшнополезно" читать такому малышу "страшнополезные" книги?
Давайте разберёмся. Если речь идет о прослушивании сказок, то значит отталкиваться мы должны от слуха и от слуховых способностей ребенка. Если техническая сторона вопроса не имеет никаких сложностей, ребенок слышит, то далее у нас остаётся только психологическая сторона вопроса. Как же сделать так, чтобы ребенок слушал сказку?
Мы возьмем ситуацию "Вечер. Мама/папа. Книга (или любой другой источник информации)". И будем ежевечерне её повторять в самом позитивном и спокойном состоянии. Но заменим такой источник информации, как книга, на другой, более доступный источник слуховой информации. Это может быть все, что слышно - пение. Для усиления значимости слуховых ощущений мы, представьте себе, сузим широту восприятия представим песню без усложнения её другими источниками и ощущениями. Мы выключим свет! Нет-нет! Мы не лишним ребенка зрительных образов! Мы создадим интимную обстановку. Оставим ночник. Ночник, а не страшно увлекательную иллюминацию! Мы возьмем ребенка на руки или сядем рядом. И будем просто петь. При этом совершенно неважно, как вы поёте и как вам на ухо наступил медведь. Наша задача - сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, комфортно. Чтобы он получал положительную энергетику родителей. И слышал. Забегая вперед, сразу отвечу на вопрос, заменит ли чтение книг детям с нарушениями слуха аудиосказка на ночь? Нет, потому что аудиосказка не пахнет, не трогает малыша теплыми туками, не вибрирует... самое главное, она не любит малыша.
Итак, поехали от простого к сложному:
5. Как начать читать глухому ребенку книги?
1. Пение. Регулярное пение ребенку перед сном будет развивать его слуховое восприятие, связи слуха с другими видами восприятия и сформирует привычку слушать по вечерам.
2. Картинки с 1 словом. Ребенок привык к ситуации "вечер+мама/папа+слушание". Нам необходимы книги, на страницах которых изображен один предмет. Мы будем ежевечерне листать подобные книги, называя предметы. Далее количество слов можно увеличить. Теперь это будет не просто "мяч", а "это мяч", не просто "собака", а 2 слова - "собака бежит". Или даже целых три слова. Ребенок слышит слова, - знакомые, иногда незнакомые слова, среди которых есть знакомые. Учится различать слова в маленьком потоке речи. Такие книги можно покупать, меняться ими с друзьями и даже рисовать самостоятельно.
3. Сюжетные картинки. Серия сменяющихся сюжетных картинок с простыми доступными пониманию ребенка фразами: "Это собака", "А тут кость", "собака увидела кость", "собака взяла кость...". Текст состоит из простых слов, которые слышит и понимает ребенок. Перед ребенком начинает разворачиваться целый сюжет. Картинки постоянно меняются. Ребенку интересно!
Что-то напоминает? Да! Чем же это не второе регулярное ежевечернее занятие по развитию слуха и речи? Но я должна отметить, что чтение книг никогда не заменит вам занятий с сурдопедагогом.
4. Книжки-малышки. Маленькие книжки для детей дошкольного возраста, содержащие на своих страницах большое количество иллюстраций и минимум текста в виде стихов и сказок классической литературы (А. Барто, С. Маршак, народные сказки)
Девочка не знает многих слов, но опыт и знания подсказывают ей, что что-то не так.
5. Книги с сюжетом. Помимо текста, в этих книгах все так же присутствует большое количество иллюстраций. Однако от предыдущих эти книги отличаются достаточно сложным сюжетом, который представлен сложными развернутыми предложениями. ("Про бегемота, который боялся прививок", "Мышкин дом", "Груффало", "Кот-рыболов" и др), а в дальнейшем так же более сложной лексикой для понимания детьми (см. "Пиноккио")
"О, да! Я услышал про эту картинку!" - Говорит малыш. То есть ребенок сначала услышал много текста, осмыслил его и потом он увидел картинку про то, что услышал. Это очень важный, поворотный в развитии глухого ребенка момент, - теперь его слух включен в систему познания окружающего мира. В познании текста на первый план вышла информация, воспринятая на слух. Можно купить торт и отметить это событие.
6. Книги-книги. Самые скучные по мнению всех детей мира книги, - это книги без картинок и разговоров. ))) Одна девочка Алиса перед своим путешествием отметила этот момент. Я бы сказала ей, что при чтении таких книг вся надежда на опыт, знания, воображение читателя и мастерство писателя.
Для книг существуют возрастные категории маленького читателя: 0+, 3+, 6+, 12+... Для детей с нарушениями слуха таких жестких ограничений нет. Читать нужно то, к чему ребенок готов по уровню своего развития и интересам. Если ребенку неинтересно, скучно, он не слушает, необходимо опуститься на уровень чуть ниже, читать книги чуть проще. И, конечно, создавать положительную эмоциональную среду в этот момент. Сюжеты книг можно и нужно обыгрывать в игрушки, уточняя некоторые моменты и значение слов, рисовать рисунки к сказке, делать поделки и обязательно восхищаться ими. Не одними занятиями достигается эффект.
6. Вывод.
Вот так от простого к сложному мы начинаем и продолжаем, но не заканчиваем читать с ребенком книги. А дальше ребенок начинает читать их самостоятельно. Если подходить к вопросу чтения книг детям с нарушениями слуха правильно, то в дальнейшем вашего ребенка будет не оттащить от книг. Успехов!
Следующая статья - "Занятие и "игра на развитие..." - не одно и то же"
Предыдущая статья - "Пополнение представлений об окружающем мире у глухих детей. Или ещё два секрета коррекции."