Если Вы вдруг заинтересовались покупкой электрического мотоцикла, то первым делом Вам расскажут, что «права на него не нужны, либо подойдут любые». Это очень удобный крючок, чтоб подловить незадачливого покупателя, ведь многих от покупки настоящего мотоцикла с ДВС (будем считать, что электромотоцикл не настоящий) останавливает именно нежелание учиться в мотошколе.
А действительно ли не нужны права? Давайте разбираться. Понятия «электромотоцикл» в правовых актах мы не найдем.
В Правилах дорожного движения есть понятие «мотоцикл», и понятие «мопед».
«Мотоцикл» - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
«Мопед» - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.
Гордые продавцы электрических мотоциклов на ваши уточняющие вопросы из серии «а правда права не нужны?» скорее всего ответят, что данная конструкция хоть и называется мотоцикл, но вообще-то мопед, ибо имеет двигатель 3 кВт. Или, как вариант: «тут двигатель на 10кВт, но на нем написано 3 кВт, поэтому мопед». Уверен, многим, особенно знакомым с волшебным превращением 125 кубовой альфы в 50-ти кубовую, такая мулька понравится.
Но в чем лукавство, спросите Вы? А в том, что определение мопеда несколько шире, и говорит не только о мощности двигателя, но и о конструктивной скорости, которая не должна превышать 50км/ч. Но на вопрос «сколько прёт?» продавец гордо ответит: «сотку легко!».
Кстати, не стоит недооценивать сотрудников ДПС. Они вполне себе научились отличать, где 50 кубов, а где только написано на головке цилиндра 49 сс. И когда Вас, бесшумно рассекающего воздух на скорости за сотню, тормознут ДПС, то скорее всего вопросики на счет категории и регистрации возникнут.
Но, допустим, Вы совершили импульсивную покупку: «О, класс, буду на работу ездить», а ПДД или не открывали вовсе или открывали давным-давно, и явно не помните, что там написано. А там написано, что коль вы счастливый обладатель мопеда, то вам предписывается ездить по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов (п.24.7) и запрещается:
«поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах)» (п.24.8);
«движение по автомагистралям» (п.16.1).
Поэтому прошивать пробки можно, но поворот налево почти всегда вне закона, выезд на автомагистраль тоже, а это Питерский КАД, Московский МКАД и проч.
Немного подсластит пилюлю возможность быть легальным «обочечником», ибо п.24.7 допускает движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
А, если, допустим, Вы захотите легализовать свои отношения с мотомиром, заявить всем, что никакой это не мопед, а самый настоящий мотоцикл, повесить на него номера, платить налоги и легально ездить по МКАДу? Скорее всего, у Вас ничего не получится, ибо ПТС на электрический мотоцикл продавец Вам вряд ли выдаст.
Таким образом, с одной стороны мы имеем довольно удобный и экономичный транспорт, а с другой стороны нас ждут различные ограничения и потенциальная возможность неприятных разборок с ДПС. Так не будет ли проще купить электровелосипед?
И еще о несправедливости мира. Да, электромотоцикл не будет иметь номеров, вас не будут видеть ни камеры, ни парконы, но это не значит, что вы становитесь невидимкой, и выезд, к примеру, на встречную полосу, там, где это запрещено, запросто может лишить вас права управления всеми категориями транспортных средств. И это не говоря о безопасности. А чем опасен электромотоцикл расскажу в следующей статье.