Найти в Дзене
Простая Психология

Методика измерения уровня ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Как измерить свой EQ (emotional quotient)?

Чтобы определить свой уровень эмоционального интеллекта, нужно проанализировать свое поведение. Стоит задуматься о низком EQ (emotional quotient), если вы:

- постоянно обижаетесь и не умеете прощать других;

- часто думаете, что вас не так поняли;

- не можете справиться со стрессом;

- не понимаете, что чувствуете и почему;

- критикуете других и безрезультатно спорите;

- боитесь перемен и долго адаптируетесь к новому.

Это общие признаки, и узнать в них себя может практически любой человек, поэтому психологи пытаются создать максимально объективный тест, как это сделали с IQ.

На данный момент самый популярный способ изменить EQ (emotional quotient) ― это методика MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence). Она помогает измерить эмоциональные навыки и состоит из 141 вопроса. Испытуемому показывают картинки с эмоциями, которые нужно не только идентифицировать, но и объяснить. По структуре тест очень напоминает классические «тесты интеллекта», такие как Тест Векслера или Тест «Социальный интеллект» Гилфорда.

Описание методики взято из методического пособия представляющего русскоязычную версию теста Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо MSCEIT v. 2.0 (The Mayer–Salovey–Caruzo Emotional Intelligence Test), адаптированного авторами Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. (Я не цитирую авторов, а коротко пересказываю их мысли).

Методика представляет собой тест, который состоит из 8 секций. Две секции представлены невербальным материалом, а шесть – вербальным.

  • Секция А состоит из 4 фотографий лиц людей, которые надо оценить по степени выраженности 5 эмоций участнику тестирования. Всего в секции 7 эмоций: счастье, печаль, страх, гнев, отвращение, удивление, волнение. Выраженность эмоций оценивается по 5-балльной шкале от 1 – наименьшая выраженность до 5 – сильная выраженность.
Пример тестового задания секции А. (Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. Издательство «Институт психологии РАН» Москва. 2010)
Пример тестового задания секции А. (Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. Издательство «Институт психологии РАН» Москва. 2010)
  • Секция В состоит из 5 вербальных заданий, направленных на понимание того, какие эмоции способствуют более эффективному выполнения деятельностей разного рода. Участник тестирования должен определить, насколько будет полезно в данной ситуации испытывать ту или иную эмоцию. Всего в каждом вопросе предложено по 3 эмоции, которые оцениваются по 5-балльной шкале от 1 – не помогает до 5 – помогает.
Пример тестового задания секции В. (Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. Издательство «Институт психологии РАН» Москва. 2010)
Пример тестового задания секции В. (Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. Издательство «Институт психологии РАН» Москва. 2010)
  • Секция С состоит из 20 описаний различных ситуаций с 6 вариантами ответов в каждом, в которых герои испытывают разные эмоциональные состояния. Понимание ситуативной обусловленности эмоций предполагает, как когнитивное понимание смысла ситуации, так и опыта переживания похожих состояний. На каждый вопрос надо выбрать наиболее подходящий вариант ответа.
Пример тестового задания секции C. (Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. Издательство «Институт психологии РАН» Москва. 2010)
Пример тестового задания секции C. (Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. Издательство «Институт психологии РАН» Москва. 2010)
  • Секция D посвящена способности эффективно управлять своими эмоциями. В секции предложено 5 историй, в которых описываются некие события. К каждой истории предлагается 4 варианта продолжения. Испытуемый должен оценить каждое продолжение истории с точки зрения того, насколько подобные действия могу привести к хорошему настроению или его сохранению у главного героя. Оценка производится по 5-балльной шкале от a – очень неэффективно до е – очень эффективно.
Пример тестового задания секции D. (Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. Издательство «Институт психологии РАН» Москва. 2010)
Пример тестового задания секции D. (Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. Издательство «Институт психологии РАН» Москва. 2010)
  • Секция Е, входящая также в шкалу восприятия и идентификации эмоций, представляет собой 6 невербальных проб, которые должны обнаружить способность улавливать общие настроения, содержащиеся в окружении: конкретных пейзажах и абстрактных формах. Каждую картинку надо оценить по степени выраженности, выбрав из 5 эмоций. Как и в секции A, представлен набор из 7 эмоций: счастье, печаль, злость, удивление, отвращение, страх, возбуждение. Однако выраженность каждой эмоции надо оценивать не по шкале от 1 до 5, а с помощью схематичных картинок. К каждой эмоции прилагается ряд из 5 изображений схематичного лица, которое выражает данную эмоцию от наименьшего проявления до самого сильного.
Пример тестового задания секции Е. (Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. Издательство «Институт психологии РАН» Москва. 2010)
Пример тестового задания секции Е. (Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. Издательство «Институт психологии РАН» Москва. 2010)
  • Секция F данной шкалы состоит также из 5 вербальных заданий, направленных на поиск обозначений эмоциональных состояний и соединение вербализованной эмоции и недифференцированного ощущения.
Пример тестового задания секции F. (Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. Издательство «Институт психологии РАН» Москва. 2010)
Пример тестового задания секции F. (Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. Издательство «Институт психологии РАН» Москва. 2010)
  • Секция G состоит из 12 утверждений, выявляющих степень понимания значение тех или иных эмоций, сложность сочетания эмоций в одном чувстве.
Пример тестового задания секции G. (Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. Издательство «Институт психологии РАН» Москва. 2010)
Пример тестового задания секции G. (Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. Издательство «Институт психологии РАН» Москва. 2010)
  • Секция H направлена на оценку способности управлять эмоциями других людей. В ней предложено 3 ситуации. В каждой ситуации описана история взаимоотношений и возможности понимания того, как можно на них повлиять. Представлено 3 варианта продолжения этих взаимоотношений. Испытуемый должен оценить по 5-балльной шкале эффективность действий в каждом продолжении по сохранению хороших отношений. Оценка дается от a – очень неэффективны до e – очень эффективны.
Пример тестового задания секции H. (Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. Издательство «Институт психологии РАН» Москва. 2010)
Пример тестового задания секции H. (Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. Издательство «Институт психологии РАН» Москва. 2010)

На каждый компонент модели эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо приходится по 2 секции.

1. Способность к восприятию, оценке и выражению эмоций или же идентификация эмоций – секции A (эмоциональное оценивание лиц) и E (эмоциональное оценивание картинок).

2. Способность использовать эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности (или же эмоциональная фасилитация мышления) – секции B (способность к распознаванию эмоций, эффективных для фасилитации конкретной деятельности) и F (измеряет способность человека описать свои эмоциональные состояния).

3. Способность к пониманию и анализу эмоциональной информации. Понимание и анализ эмоций – секции C (изучалась способность к пониманию взаимоперехода эмоций, механизмов их изменчивости, а также протекания эмоций во времени) и G (измерение способности различать смешанные и сложные чувства и понимания взаимодействий эмоций).

4. Способность к сознательной регуляции эмоций для личностного роста и улучшения межличностных отношений – секции D (изучение способности к регуляции собственных эмоциональных состояний) и H (изучение способности к регуляции эмоциональных состояний других людей).

Алгоритм подсчета баллов начинается с вычис­ления 8 разделов теста. Каждому ответу испытуемого приписывается балл, основанный на результатах консенсуса или частотности по выборке. Следующий шаг заключается в подсчете среднего балла за каждый раздел. Дальше подсчитываются баллы за каждую ветвь, которые представляют собой среднее между баллами за разделы. Общий балл вычисляется как среднее всех 8 разделов теста.

Приходилось ли вам проходить подобные тесты?