Найти в Дзене
Техника «ЛИНИЯ ЖИЗНИ». Работа с жизненным опытом.
Упражнение помогает исследовать важные события нашей жизни и их влияние на нее. Важно: упражнение выполняем, опираясь на свои душевные чувства и переживания, спонтанно и не задумываясь, поверив своей руке и отпустив сознательное влияние на нее. Ход выполнения: 1. Возьмите лист формата А4 в горизонтальной ориентации и представьте, что лист – это холст вашей жизни, от момента рождения до такого момента, который мы называем сегодня или «здесь и сейчас». 2. Поставьте на нем точку начала вашей жизни (возможно в начале листа)...
704 читали · 1 год назад
Техника ЗАЗЕМЛЕНИЯ
Успокаивающая техника, которая соединит вас с настоящим, если вы начнёте исследовать свои чувства. 5 – 4 – 3 – 2 – 1 5 вещей, которые можешь увидеть 4 вещи, которые можешь потрогать 3 вещи, которые можешь...
1 год назад
8 книг для развития ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Эмоциональный интеллект – это наша способность осознавать эмоции и управлять ими: как своими, так и чужими. Термин EQ (emotional quotient) придумали исследователи Джон Майер и Питер Саловей в 1990 году, а спустя несколько лет понятие популяризировал журналист Дэниел Гоулман. Для глубокого погружения в теорию и практического развития эмоционального интеллекта можно прочитать следующие книги: Книга подойдет, чтобы разобраться в теме с нуля. Дэниел Гоулман переработал научную статью исследователей Джона Майера и Питера Саловея и простым языком объяснил, что такое эмоциональный интеллект...
1 год назад
Методика измерения уровня ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Как измерить свой EQ (emotional quotient)? Чтобы определить свой уровень эмоционального интеллекта, нужно проанализировать свое поведение. Стоит задуматься о низком EQ (emotional quotient), если вы: - постоянно обижаетесь и не умеете прощать других; - часто думаете, что вас не так поняли; - не можете справиться со стрессом; - не понимаете, что чувствуете и почему; - критикуете других и безрезультатно спорите; - боитесь перемен и долго адаптируетесь к новому. Это общие признаки, и узнать в них себя...
239 читали · 1 год назад
На что влияет ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ?
Непонимание собственного эмоционального состояния, намерений или мотивации может сделать общение напряженным, негативным, а иногда даже грубым. На что в первую очередь влияет эмоциональный интеллект? Осознание себя. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта в состоянии отличить тревогу от злости или паники, а спонтанную нежную радость — от сильной эмоциональной близости: Важно помнить: требуется время, чтобы уловить связь между нашими чувствами и последующими действиями. Саморегуляция...
1 год назад
Эмоциональный интеллект. Что это? Происхождение, наследственность и вложенные в образование силы влияют на состоятельность человека во взрослом возрасте, но на преуспевании в жизни – сказывается уникальное сочетание интеллектуальных способностей и эмоциональной чувствительности. В современной психологии эмоциональный интеллект – это умение человека распознавать, понимать и управлять собственными эмоциями. А также способность считывать, понимать и влиять на эмоции другого человека. В широком понимании эмоциональный интеллект - это: - Признание за собой позитивных и негативных чувств - Признание за другими позитивных и негативных чувств - Умение отделять личные ощущения от голых фактов - Умение чувствовать настрой - Умение чувствовать темперамент - Умение чувствовать интонации и намерения в общении с людьми, независимо от степени близости Важной частью эмоционального интеллекта является способность не поддаваться панике и отринуть от себя «плохие эмоции»: гнев, ревность, раздражение, зависть, злость. В английском языке по аналогии с IQ используется аббревиатура EI (emotional intelligence) – это обозначение эмоционального интеллекта. А также сокращение EQ (emotional quotient) – обозначение его коэффициента, или «коэффициент эмоциональности».
1 год назад
Теория «Эмоционального интеллекта» Вклад в развитие теории эмоционального интеллекта в начале девяностых внесли исследователи Питер Саловей и Джон Майер. Питер Саловей – американский социальный психолог, автор книг и статей, посвященных исследованию проблем эмоций и поведения. Джон Майер – американский психолог, разработавший интегрированную основу психологии личности, известную как «Системная структура психологии личности». В 1990 году исследователи Джон Майер и Питер Саловей опубликовали статью «Emotional Intelligence», в которой приводят доказательства того, что эмоциональный интеллект можно рассматривать как отдельный вид интеллекта и считать разумной формой подхода к тем данным, которые мы получаем посредством эмоций. Согласно их определению, эмоциональный интеллект представляет собой форму социального интеллекта, которая включает в себя способность отслеживать свои и чужие эмоции и чувства, различать их и использовать знания о них для того, чтобы управлять своим мышлением и действиями. Питер Саловей и Джон Майер выделили 4 основных аспекта данного понятия, каждый из которых включает определенные способности: 1. Восприятие эмоций: - способность распознавать свои эмоции; - способность распознавать эмоции других людей; - способность точно выражать эмоции и эмоциональные потребности; - способность находить различия между искренним и неискренним проявлением эмоции. 2. Использование эмоций для улучшения мышления: - способность включать эмоции при выполнении мыслительных операций; - способность использовать эмоции для лучшего запоминания и принятия решений; - способность использовать изменения настроения, чтобы оценивать различные точки зрения; - способность применять эмоции в процессе создания чего-либо нового. 3. Понимание эмоций: - способность понимать, как одна эмоция может быть связана с другой; - способность осознавать, что вызвало данные эмоции и что может за этим последовать; - способность понимать возможность одновременного проявления различных эмоций; - способность понимать, как одна эмоция может повлиять на другую. 4. Управление эмоциями: - способность быть открытым, эмоциональным проявлениям как положительным, так и отрицательным; - способность исследовать причины появления определенных эмоций; - способность вызывать определенные эмоциональные состояния, продлевать их и выходить их них; - способность управлять своими эмоциями; - способность помогать другим справляться с их эмоциями. Таким образом, эмоциональный интеллект предполагает, что человек является хозяином своих эмоций, осознает их и владеет ими, не подавляет «нежелательные» эмоции, а сам решает и «разрешает» себе проявление той или иной эмоции в определенной ситуации. Эмоциональный интеллект начинается с понимания своих эмоций, и только осознав свои эмоции, мы можем научиться пониманию эмоций других людей и причины, вызвавшие их.
1 год назад
Модель множественного интеллекта. Говард Гарднер – американский психолог, автор понятия множественный интеллект, специалист в области клинической психологии и нейропсихологи. В своих работах он опровергает широко распространенное представление о том, что интеллект – это одна общая способность, которой в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Изначально в модели Гарднера было семь типов интеллекта, но в дальнейшем сам же автор расширил модель до девяти типов, которые в одинаковой степени важны и составляют уникальный когнитивный профиль каждого человека. На ряду с визуально-пространственным, лингвистическим, музыкальным, натуралистическим, телесно-кинетическим, логико-математическим, экзистенциальным интеллектами Говард Гарднер выделяет межличностный и внутриличностный интеллекты. По его мнению, межличностный интеллект — это способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей. А внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы. Каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей, чем и объясняются индивидуальные различия между людьми.
1 год назад
Эдвард Ли Торндайк Эдвард Ли Торндайк (1874-1949) – американский психолог и педагог. В своих экспериментах Эдвард Ли Торндайк изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям, с которыми тот не может справиться. Он впервые стал исследовать процесс научения с позиции объективного наблюдения, фиксируя коннекцию (связь) между ситуациями, с которыми сталкивается организм, и его ответными реакциями. В своих дальнейших работах Торндайк сосредоточился на изучении связей, которые лежат в основе научения, и их зависимости от поощрения и наказания. («Психология научения» 1913, «Основы научения» 1932). На основе полученных материалов он вывел четыре основных закона научения. 1. Закон повторяемости (упражнения) – чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее. 2. Закон эффекта – из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения 3. Закон готовности – образование новых связей зависит от состояния субъекта. 4. Закон ассоциативного сдвига – если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение. Многие работы Торндайка были направлены на исследование интеллектуального поведения. В своем труде «Интеллект животных» (1898) психолог приходит к выводу, что понятие об уме (интеллекте) не должно ограничиваться только внутренними операциями ума, как это считалось прежде. Так исследования, проведенные Торндайком, привели его к мысли о том, что психические процессы интериоризованы (переходят извне внутрь) внешними реакциями.
1 год назад
Концепция «Социального интеллекта» Впервые об эмоциональном интеллекте в психологическом сообществе заговорили в начале ХХ века. Он появился в концепции «социального интеллекта» Эдварда Ли Торндайка в 1920 году. Свою теорию социального интеллекта автор изложил в статье «Интеллект и его использование», в которой разграничил три вида интеллекта: 1. Абстрактный интеллект – способности понимать и оперировать идеями. 2. Механический интеллект – способности понимать и оперировать конкретными предметами. 3. Социальный интеллект – способности понимать людей. Под социальным интеллектом Э. Торндайк понимал дальновидность в межличностных отношениях. Основной функцией социального интеллекта он считал прогнозирование своего поведения и поступков других людей в реальных ситуациях, что является одним из ключевых факторов успешности построения межличностных отношений.
1 год назад
Как разговаривать с подростком?
Недавно меня спросили: как найти общей язык и взаимопонимание с ребёнком-подростком, который постоянно спорит и стремится сделать всё наоборот? На мой взгляд, секреты общения родителей с детьми трудного возраста, позволяющие создать доверительные отношения, хорошо раскрыли Джон Готтман и Джоан Деклер в книге «Эмоциональный интеллект ребёнка...
2 года назад
Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс. Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) - испанский философ, социолог и публицист. Один из основоположников теории массового общества, а также основоположник рациовитализма (учения, в котором обосновывается идея единства жизни и разума). Ортега-и-Гассет написал много работ по самым различным философским проблемам: философской антропологии, философии техники, эстетики, философии истории, истории науки. Пытаясь ответить на вопрос, как можно оставаться живым человеком в мире, где господствует механизация, массовая культура, культ заурядности, Ортега-и-Гассет описывает такое явление как восстание масс. В книге «Восстание масс» автор рассуждает о характере представителей массы, на чём держится их идеология, о преимуществах и недостатках воцарения этой массы во всех сферах жизни. Несколько цитат из книги: - «Жить – значит вечно быть осужденным на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире. И решать без устали и без передышки. Даже отдаваясь безнадежно на волю случая, мы принимаем решение – не решать». - «Неправда, что в жизни «решают обстоятельства». Напротив, обстоятельства – это дилемма, вечно новая, которую надо решать. И решает ее наш собственный склад». - «Удивление – залог понимания. Это сила и богатство мыслящего человека». - «Вспомним, чем отличается избранный от заурядного человека – первый требует от себя многого, второй в восторге от себя и не требует ничего». Книга написана около ста лет назад (в контексте истории сто лет очень маленький срок), прогнозы автора скорее не оправдали себя, однако реальность описанная им остаётся актуальной и сейчас. На мой взгляд Ортега-и-Гассет без наивности четко охарактеризовал лицо современного человека и его мышление.
2 года назад