В своей работе с различными проблемами мы можем использовать различные предметные области, хотя, казалось бы, какое они имеют отношение к психологии, да и вообще к нам с вопросами зачастую, ну явно не научного характера? Но это на первый взгляд. Вот, например, семиотика – наука о знаковых системах, со своими денотатами и коннотациями. Она подсказывает то, что слова могут обозначать прямое значение (денотат), т.е. фактическое значение слова. Например, «Бана́н (Musa), род многолетних растений семейства банановых порядка имбирноцветных». Да, «иногда банан это просто банан» (с) Фрейд.
А есть и сопутствующие значения (коннотации) - «устойчивая ассоциация в языковом сознании говорящего, которую вызывает употребление какого-либо слова, выражения в определённом значении». Т.е. это оттенки высказывания, которые отражают не непосредственно сами явления и предметы, а лишь определенное к ним оценочное или эмоциональное отношение. Вот щас «гусарам молчать»! 😊
Коннотация конечно же связана с денотацией, она из нее и возникает. Но часто может служить в качестве подмены смыслов, значений, отношения, причин и пр. Попросту говоря, человек может использовать коннотации, даже неосознанно, чтобы избежать встречи с чем-то важным и в то же время неприятным для себя.
Известный психолог Р. МакМаллин изучая опыт работы с зависимостями заметил, что пациенты с аддикциями используют специфическую речь. Например, они говорят «моя жизнь рухнула», «пьянка сбила меня с толку», «попал в плохую компанию», «я чувствовала себя не у дел», «я сошел с прямого пути», «я сорвался», «я на крючке».
И вот разбирая эти и пр. коннотации он обращает внимание, какие значения, смыслы связаны с этими терминами? Беспомощности, невозможности распоряжаться собственной судьбой, подверженность какой-то внешней неуправляемой силе и т.д.
«Не они выбрали запить, развестись, загулять, совершить преступление, все это случается с ними».
Однако алкоголик выбирает алкоголь сам, объект зависимости не может лишить его свободы воли. Иначе по факту никто бы не вылечивался от алкоголизма и все бы, кто от этого страдал неизбежно спивались бы до смерти. Получается, что зависимый человек, вот так и т.п. говоря себе такими конструкциями, что вроде бы «я и не при чем», попросту развязывает себе руки.
МакМаллин продолжает: «Я послушал еще и обнаружил, что установка на то, что они не несут ответственности, у пациентов была не только в отношении своего пьянства, но и жизни в целом.
«Я оказался безработным», – говорит пациент, получивший десяток предупреждений от начальства.
«В следующий момент я оказалась разведенной», – говорит клиентка, у которой были хронические проблемы в отношениях в течение пяти лет и от которой ушел муж из-за ее измены.
«Поезд ушел без меня», – говорит клиент, опоздавший на 20 минут.
«Я обнаружил, что разорен», – говорит клиент, который получал $1000 в месяц и платил $800 за квартиру.
«Мне снова предложили кредит на телефон, а я так о нем мечтала», – говорит клиентка с очередным он-лайн кредитом и делами в суде о ее банкротстве от нескольких банков.
Эта установка – ключ ко всей проблеме. Пока люди ощущают, что их жизнь контролируется/управляется чем-то извне или очень сильно этого хотят («вдруг откуда не возьмись…», кстати, ничего и не взялось), и позволяют всему этому кошмару с ними происходить, они не возьмут на себя ответственность [за употребление наркотиков или] за свою жизнь. Они всегда смогут и будут уходить от ответственности, говоря: «Это была не моя вина. Бес попутал. Не вините меня и не ждите, что я как-нибудь с этим разберусь». Переводя на язык КПТ/РЭПТ это во всем «виновата» «А», потому у меня «С».
С подобными установками человек будет вечно пить, употреблять, скупать, тратить, гулять, изменять и пр. Поэтому крайне важно для начала изменить язык человека. Проясняя суть, фактически помогая этим человеку быть честным самим с собой, МакМаллин приводит такой диалог с клиентом:
КЛИЕНТ: Я сорвался и выпил пива.ТЕРАПЕВТ: Вы не сорвались. Это то, что происходит с людьми, когда они падают с дерева. Это не был несчастный случай. Вы хотели выпить – и вы выпили.КЛИЕНТ: Я «выпал из поезда».ТЕРАПЕВТ: Не выпал, а выпрыгнул.
Втягиваясь в работу вместо этих «оправданий» клиенты вскоре начинают говорить: «Я решил снова выпить», «Меня уволили, потому что я не показывался на работе», «Я решила все деньги потратить на скупку вещей в магазине». А затем происходит интересная вещь. Они начинают не только правильно говорить о чем-то, они начинают это правильно понимать. Они начинают осознавать, что полностью ответственны за [свои запои и пр.] и за свою жизнь и что они, и только они, могут с ними что-то сделать.
Обратиться ко мне за психологической консультацией Вы можете удобным для Вас способом:
WhatsApp, Skype, Telegram,
Tel. +7 968 555 1228
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал, там много полезной информации.
Автор: Геннадий Елисеев
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru