8,2K подписчиков

Новая жизнь старых дебаркадеров.

181 прочитал

Если в каком-нибудь городе Вам попадется плавучее здание на реке, то оно обязательно привлечёт внимание. Это дебаркадер — неотъемлемая часть советской системы водного транспорта. Во времена СССР дебаркадеры строились сотнями. Чаще всего они выполняли роль речных вокзалов. Сегодня дебаркадеров осталось совсем не много. Они получают новую жизнь. Теперь в плавучих зданиях можно поужинать и даже переночевать. В этой статье покажу дебаркадеры, которые я видела во время моих путешествий по российским городам, и расскажу, что в них располагается.

Классический советский дебаркадер на Волге в Костроме.
Классический советский дебаркадер на Волге в Костроме.

Впервые я увидела дебаркадеры на Волге в Костроме. Здесь их два. Стоят неподалёку друг от друга в самом центре города. По сути своей, советские дебаркадеры — это плавучие причалы, которые строились для погрузки и выгрузки пассажиров и грузов. Они представляют из себя железобетонные площадки и надстройки, которые чаще всего выполнены из дерева. Оба костромских дебаркадера в прошлом выполняли функцию речных вокзалов. К ним приставали суда, внутри были билетные кассы и залы ожидания для пассажиров.

Кострома. Старая пристань.

Один из костромских дебаркадеров вы могли видеть в фильме Эльдара Рязанова "Жестокий романс". По назначению в качестве речного вокзала этот дебаркадер давно не используется. Однако его привели в порядок и внутри открыли ресторан, который называется "Старая пристань".

Кострома. Островский причал.

В 250 метрах от этого дебаркадера стоит ещё один. Чуть поменьше. Его превратили в бутик-отель. Называется он "Островский причал". Здесь за вполне приемлемую цену (порядка 3 тысяч рублей) вы можете переночевать.

Кинешма. Мирная пристань.

Дебаркадер в городе Кинешма Ивановской области также превратили в отель. Именно в нём я ночевала во время своей недавней поездки. Так что смогу показать плавучий отель не только снаружи но и внутри.

Плавучий отель в Кинешме состоит из нескольких корпусов-дебаркадеров.
Плавучий отель в Кинешме состоит из нескольких корпусов-дебаркадеров.

В прошлом здесь также располагалась пристань с кассами и залом ожидания. Свою актуальность речной вокзал потерял после перестройки, когда в Кинешму перестали приплывать "Ракеты" и "Метеоры". Тогда дебаркадеры выкупил местный предприниматель и превратил в гостинично-ресторанный комплекс.

Мой номер располагался вот в этом корпусе.
Мой номер располагался вот в этом корпусе.

Одноместный номер в этом плавучем отеле обошелся мне в 2500 рублей. Вечером по Волге прошло большое судно и дебаркадер начало раскачивать на волнах. А всю ночь слышался плеск воды, которая билась о бетонную набережную. Однако ночевать в плавучем отеле мне понравилось.

В соседнем дебаркадере комплекса "Мирная пристань" помимо номеров располагается ресторан. Завтрак включен в стоимость проживания.

К сожалению, большая часть советских дебаркадеров была утрачена. Какие-то сгорели, а какие-то стали ветхими и затонули. Кстати, в комплексе "Мирная пристань" также сгорел один из дебаркадеров. В 2019 году возгорание произошло в сауне, огонь быстро распространился по всей деревянной надстройке. В итоге от дебаркадера осталась лишь железобетонная подушка. Я так понимаю, что сегодня именно на её базе организовали панорамный ресторан с прозрачными стенами и потолком. Здесь я коротала дождливый вечер. Вид на Волгу отсюда отличный.

Плавучий панорамный ресторан комплекса "Мирная пристань".
Плавучий панорамный ресторан комплекса "Мирная пристань".

Ярославль. Волжская жемчужина.

Ещё один дебаркадер я увидела во время прогулки по набережной реки Волги в Ярославле. Раньше он также являлся речным вокзалом. Сегодня это туристический комплекс с отелем и рестораном — "Волжская жемчужина".

Отель и ресторан "Волжская жемчужина" в Ярославле.
Отель и ресторан "Волжская жемчужина" в Ярославле.

Самара. Белуга.

В дебаркадере возле старинного пивзавода в Самаре вы можете отведать блюда из волжской рыбы. Здесь располагается ресторан "Белуга".

Кстати, вообще-то слово дебаркадер "debarquer" французское. Означает оно "высаживать на берег". В СССР строить дебаркадеры начали в 1925 году. Но наиболее массовым производство было уже после войны. Дебаркадеры были везде, где развивалось речное судоходство.

Ресторан "Белуга" в Самаре.
Ресторан "Белуга" в Самаре.

Архангельск. Пеликан.

Ещё один дебаркадер я увидела в Архангельске. Он пришвартован к причалу на набережной Северной Двины. Сегодня внутри располагается ночной клуб "Пеликан".

Кстати, официально дебаркадеры являются судами. Просто не самоходными. Перемещаться они могут только на буксире. Например, в 2021 году дебаркадер "Пеликан" был отбуксирован на судоремонтное предприятие для технического осмотра и обслуживания. А затем "Пеликана" вернули на место.

Этот дебаркадер превратили в ночной клуб.
Этот дебаркадер превратили в ночной клуб.

На этом моя личная подборка дебаркадеров пока заканчивается. Но надеюсь, что она ещё пополнится во время путешествий. Хорошо, что хотя бы небольшая часть советских дебаркадеров уцелела и получила новую жизнь. Всё-таки они, своего рода, символы ушедшей эпохи.

А Вам доводилось бывать на дебаркадерах? Делитесь впечатлениями и вашими фотографиями в комментариях. Особенно интересно, если вы застали те времена, когда дебаркадеры выполняли функцию речных вокзалов...

Если Вам понравилась статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой блог, чтобы не потеряться.

Благодарю за внимание!

Путешествуйте по России!