Если в каком-нибудь городе Вам попадется плавучее здание на реке, то оно обязательно привлечёт внимание. Это дебаркадер — неотъемлемая часть советской системы водного транспорта. Во времена СССР дебаркадеры строились сотнями. Чаще всего они выполняли роль речных вокзалов. Сегодня дебаркадеров осталось совсем не много. Они получают новую жизнь. Теперь в плавучих зданиях можно поужинать и даже переночевать. В этой статье покажу дебаркадеры, которые я видела во время моих путешествий по российским городам, и расскажу, что в них располагается.
Впервые я увидела дебаркадеры на Волге в Костроме. Здесь их два. Стоят неподалёку друг от друга в самом центре города. По сути своей, советские дебаркадеры — это плавучие причалы, которые строились для погрузки и выгрузки пассажиров и грузов. Они представляют из себя железобетонные площадки и надстройки, которые чаще всего выполнены из дерева. Оба костромских дебаркадера в прошлом выполняли функцию речных вокзалов. К ним приставали суда, внутри были билетные кассы и залы ожидания для пассажиров.
Кострома. Старая пристань.
Один из костромских дебаркадеров вы могли видеть в фильме Эльдара Рязанова "Жестокий романс". По назначению в качестве речного вокзала этот дебаркадер давно не используется. Однако его привели в порядок и внутри открыли ресторан, который называется "Старая пристань".
Кострома. Островский причал.
В 250 метрах от этого дебаркадера стоит ещё один. Чуть поменьше. Его превратили в бутик-отель. Называется он "Островский причал". Здесь за вполне приемлемую цену (порядка 3 тысяч рублей) вы можете переночевать.
Кинешма. Мирная пристань.
Дебаркадер в городе Кинешма Ивановской области также превратили в отель. Именно в нём я ночевала во время своей недавней поездки. Так что смогу показать плавучий отель не только снаружи но и внутри.
В прошлом здесь также располагалась пристань с кассами и залом ожидания. Свою актуальность речной вокзал потерял после перестройки, когда в Кинешму перестали приплывать "Ракеты" и "Метеоры". Тогда дебаркадеры выкупил местный предприниматель и превратил в гостинично-ресторанный комплекс.
Одноместный номер в этом плавучем отеле обошелся мне в 2500 рублей. Вечером по Волге прошло большое судно и дебаркадер начало раскачивать на волнах. А всю ночь слышался плеск воды, которая билась о бетонную набережную. Однако ночевать в плавучем отеле мне понравилось.
В соседнем дебаркадере комплекса "Мирная пристань" помимо номеров располагается ресторан. Завтрак включен в стоимость проживания.
К сожалению, большая часть советских дебаркадеров была утрачена. Какие-то сгорели, а какие-то стали ветхими и затонули. Кстати, в комплексе "Мирная пристань" также сгорел один из дебаркадеров. В 2019 году возгорание произошло в сауне, огонь быстро распространился по всей деревянной надстройке. В итоге от дебаркадера осталась лишь железобетонная подушка. Я так понимаю, что сегодня именно на её базе организовали панорамный ресторан с прозрачными стенами и потолком. Здесь я коротала дождливый вечер. Вид на Волгу отсюда отличный.
Ярославль. Волжская жемчужина.
Ещё один дебаркадер я увидела во время прогулки по набережной реки Волги в Ярославле. Раньше он также являлся речным вокзалом. Сегодня это туристический комплекс с отелем и рестораном — "Волжская жемчужина".
Самара. Белуга.
В дебаркадере возле старинного пивзавода в Самаре вы можете отведать блюда из волжской рыбы. Здесь располагается ресторан "Белуга".
Кстати, вообще-то слово дебаркадер "debarquer" французское. Означает оно "высаживать на берег". В СССР строить дебаркадеры начали в 1925 году. Но наиболее массовым производство было уже после войны. Дебаркадеры были везде, где развивалось речное судоходство.
Архангельск. Пеликан.
Ещё один дебаркадер я увидела в Архангельске. Он пришвартован к причалу на набережной Северной Двины. Сегодня внутри располагается ночной клуб "Пеликан".
Кстати, официально дебаркадеры являются судами. Просто не самоходными. Перемещаться они могут только на буксире. Например, в 2021 году дебаркадер "Пеликан" был отбуксирован на судоремонтное предприятие для технического осмотра и обслуживания. А затем "Пеликана" вернули на место.
На этом моя личная подборка дебаркадеров пока заканчивается. Но надеюсь, что она ещё пополнится во время путешествий. Хорошо, что хотя бы небольшая часть советских дебаркадеров уцелела и получила новую жизнь. Всё-таки они, своего рода, символы ушедшей эпохи.
А Вам доводилось бывать на дебаркадерах? Делитесь впечатлениями и вашими фотографиями в комментариях. Особенно интересно, если вы застали те времена, когда дебаркадеры выполняли функцию речных вокзалов...
Если Вам понравилась статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой блог, чтобы не потеряться.
Благодарю за внимание!
Путешествуйте по России!