Мария Рубникович
В первом полугодии подержанных машин продали в семь раз больше, чем новых. Ажиотажем воспользовались перекупщики, и рынок наводнили иномарки с сюрпризом: со скрученным пробегом, битые, "утопленники". Чего остерегаться при сделке — в материале РИА Новости.
"Хорошую машину он даже не увидит"
Обычно летом авторынок проседает из-за сезона отпусков. Но с 1 августа ввели повышенный утильсбор. Не дожидаясь роста цен, люди стали покупать машины.
За месяц приобрели полмиллиона подержанных автомобилей на 490 миллиардов рублей. Это трехлетний рекорд.
"Сейчас предпочитают ликвидные, предсказуемые, недорогие в ремонте варианты, — объясняет автоподборщик Антон Галченко. — И они быстро подорожали. Причем хороших теперь в разы меньше, потому что расставаться с абсолютно исправной техникой люди не спешат".
Лучшее перехватывают перекупщики. "Сначала автомобили появляются на сервисах с платной подпиской типа Haraba и лишь через 20 минут — на других платформах. Как только выскакивает машина по низу рынка и в хорошем состоянии, сразу звонит байер, договаривается о просмотре, вносит предоплату, и владелец снимает объявление. Обычный покупатель его даже не увидит", — рассказывает перекупщик Даниил Рендницкий.
На сделку уходит не более 20 минут. "Еще до выезда я смотрю, были ли ДТП, эксплуатация в такси, в залоге ли машина, есть ли ограничения на регистрацию, реальный пробег, — перечисляет байер. — Часто выезжаю даже ночью. На осмотр хватает 15 минут, если хорошо знаю модель. В Ford Focus первым делом проверяю VIN под сидением. Если сгнил, смысла изучать дальше нет. Без экспертизы такая машина на учет уже не встанет".
Обычный покупатель, даже увидев объявление, не всегда может выехать сразу, с нужной суммой. Да и с близкими обычно надо посоветоваться.
Кроме того, у байеров свое понимание "хорошего" автомобиля.
Согласно исследованию сервиса "СберАвто", россиян интересуют автомобили с пробегом до 100 тысяч километров, одним или двумя прежними владельцами, без ДТП и с заводским окрасом. Цена — до миллиона рублей.
Но таких вариантов — единицы, а покупателей — тысячи. Поэтому для перекупщиков главное — потенциал. Если на покраску, замену фар и резины уйдет около 100 тысяч, то итоговая стоимость автоматически прибавит 200-250 тысяч.
Правда, вкладываться в ремонт, даже получая выгоду, готовы не все.
Залатал, помыл, продал
Двор на окраине Москвы скудно освещается фонарями. У автомобиля, припаркованного под окнами многоэтажки, стоят двое. Один с фонариком осматривает двери, заглядывает под капот. Второй что-то говорит. Через пять минут оба садятся в машину, делают круг по двору. И прощаются.
"Даже не заметил, что дно переваренное, — сообщает перекупщик Андрей. — Завтра заберет”.
Эта Mazda 2007 года была для него неудачным приобретением. Что называется, неликвид. "Я сам не заметил гнилые стаканы спереди и сзади, ржавое днище, — признается он. — Была черная, отполированная, тонировка по кругу, диски нормальные. Вид имела, вот и купил".
Ошибку понял на следующее утро. В сервисе подварил днище, помыл салон и выставил по одной из самых низких на рынке цене.
"Желающих было по 30 звонков в день. Но после беглого осмотра отказывались брать даже вдвое дешевле", — сетует байер.
Спустя пару дней покупатель все же нашелся. Молодой человек явно не разбирался в автомобилях. Согласился на осмотр вечером, когда в глаза бросался лишь отполированный до блеска кузов. Вопросов много не задавал. И не торговался.
О реальном состоянии машины узнал, лишь отогнав ее в сервис. Звонки продавцу с просьбой вернуть деньги ни к чему не привели. Предстоит масштабный ремонт. Или очередная перепродажа.
"Покупатель уведомлен"
Заметив ажиотажный спрос, продавцы мигом пустили в ход отработанные уловки. Слои шпаклевки на ржавчину, переварка элементов, дешевые б/у детали с разборок, химчистка и полировка придавали "ведрам" товарный вид.
Лайфхаками охотно делятся в Сети — в том числе в шутку. Но покупателям не до смеха.
Гражданский кодекс гласит, что продавец должен сообщать о неисправностях товара. На практике добиться справедливости после покупки весьма проблематично.
"Если выявили недостатки, возникшие не из-за неправильной эксплуатации, до передачи автомобиля, покупатель вправе предъявить претензии. Но суды обращают внимание и на формулировки договора, — объясняет ведущий юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин. — К примеру, там указано: "Покупатель уведомлен о том, что автомобиль — бывший в употреблений, имеет неисправности". Тогда, скорее всего, вас ждет ремонт за свой счет”.
Еще больше неприятностей с машиной, которая находится в залоге или числится в угоне.
Семья Черемуховых из Екатеринбурга приобрела 12-летний Ford, а в итоге осталась и без денег, и без автомобиля. Молодой мужчина быстро приехал на встречу, позволил спокойно осмотреть автомобиль. Никаких нареканий. Расплатиться попросил наличкой.
В суматохе супруги не обратили внимание на одну деталь: в документах продавцом значилась женщина. На следующий день полицейские остановили машину и сообщили, что она — в угоне. Изъяли.
Теперь нужно найти продавца-мошенника — только после этого появится шанс на возврат средств.
Европейская молодость
Эксперты рекомендуют не спешить и внимательно изучать все документы.
"На сайте ГИБДД есть информация о регистрации, собственниках, ДТП, сведения о федеральном розыске, ограничениях, — уточняют эксперты "Авито Авто". — Чтобы сэкономить время, можно заказать отчеты у специализированных сервисов, в том числе с дополнительными данными о пробеге, ТО, страховых выплатах, эксплуатации в такси".
Сложнее с ввозными автомобилями, о которых в российских базах ничего нет. Этот сегмент летом ощутимо вырос. Только в июле в страну доставили более 50 тысяч подержанных машин — рекорд с 2021-го.
Больше всего россияне доверяют европейским маркам. Полагаясь на высокое качество сборки и хорошее обслуживание, покупатели порой даже не запрашивают информацию об эксплуатации из иностранных реестров.
"Люди почему-то забывают, что европейцы, особенно немцы, много ездят. Да, не по городу, а по автобанам, но это все равно километраж, — рассуждает Антон Галченко. — Машина с маленьким пробегом стоит в Европе дорого, причем вне зависимости от количества владельцев и окрасов. Перекупщики, естественно, хотят маржу. Поэтому берут дешевые, в родной краске, но заезженные. А потом мотают спидометр".
Компаний, готовых "омолодить" машину, в России сотни. Причем изменить показания обещают не только на приборной панели, но и во всех электронных блоках. Берут за это от полутора до 15 тысяч. Определить махинацию на глаз не получится.
"Как правило, у "европейцев" хорошо сохраняется салон, подвеска, поэтому машина с пробегом в 400 тысяч может выглядеть как новая, хотя уже выработала ресурс мотора и коробки", — объясняет автоподборщик "ХламАвто" Александр Германский.
"Близко к новому"
Стабильный спрос и на "американцев". Клиентов привлекают редкая комплектация и реально небольшой пробег. Но, предупреждают эксперты, почти 90 процентов таких машин пережили ДТП или тонули.
"Везти целые автомобили из-за океана невыгодно — если это не ультрапремиум в редчайшей комплектации или раритет. Такие пригоняют под конкретного покупателя, которого цена не волнует, — объясняет Антон Галченко. — В остальных случаях продают битую. Поскольку кузовной ремонт в США дорог, автомобили выставляют на аукционы. Их выкупают, доставляют в Беларусь, где на растаможку есть скидки для льготных категорий граждан, ремонтируют и продают уже в России".
"Утопленников" отмывают, устраняя запахи, на битые ставят детали с разборки.
Причем нарваться на такие варианты можно с одинаковым успехом и у частника, и у дилера. Покупателя в лучшем случае предупредят, что у машины есть "косметические окрасы".
"Недавно в Москве осматривал BMW X5 из США, — приводит пример Александр Германский. — Стоял у официального дилера, выпущен в 2019-м. Заявлено, что нареканий нет, по внутренней диагностике состояние "близко к новому". Полностью в заводском окрасе, автотека зеленая, расчетов нет, история прозрачная”.
На деле оказалось, что за несколько миллионов рублей покупатель получил бы "утопленника".
"USB-порт зеленый, весь окисленный, под передним сиденьем — ржавчина, хотя пробег лишь 13 тысяч километров, — объясняет подборщик. — Если присмотреться к обшивке, которую старательно пытались отмыть, можно заметить, что вода доходила до середины двери. Буксировочная проушина в багажнике — в отложениях соли. Хотя на кузове только совсем мелкие царапины".
В таких ситуациях нужна наблюдательность. Отметив дефекты и записав VIN-номер авто, его легко пробить в поиске и выйти на сайт аукциона. Там есть и фотографии машины до ремонта, и список повреждений.
Зона турбулентности
Покупка на вторичном рынке — всегда риск. Но вскоре, считают специалисты, платить придется больше.
К удорожанию приведет повышение сборов, а также сокращение самого рынка. Уже сейчас, по данным "Авито Авто", предложение сократилось на четыре процента по сравнению с июнем.
А с 9 августа прекратился ввоз автомобилей из Японии. "Дальневосточный рынок сильно обеднеет, и поднимутся цены, европейскую часть страны ждет усиление конкуренции и опять же подорожание", — предупреждает автоэксперт Игорь Моржаретто.
Восполнить дефицит постараются за счет поставок из Кореи и Китая. С особенностями этой продукции на рынке вторички покупателям и перекупщикам еще предстоит познакомиться.
Эксперты советуют не спешить с покупкой в условиях бешеного ажиотажа — подождать, пока рынок стабилизируется. И быть внимательным на всех этапах: от подбора с изучением автотеки до правильного оформления сделки — в том числе с распиской о передаче денег.