В этом году я получила повышение квалификации по сексологии. И по-моему, эти знания полезны не только для меня, но и для общества в целом.
Например, пока я 8 лет училась на психолога, а потом на психотерапевта, у меня не складывался ответ на вопрос: “Почему близкие люди могут причинять друг другу боль?”
Прежде всего, насилие в близких отношениях рассматривалось по большей части как проблема мужчин. Это мнение подогревали также сторонники феминизма заявлением о том, что жестокое обращение среди партнеров - это следствие патриархата в обществе, а социобиологи - утверждением о стремлении мужчин доминировать и контролировать женскую часть общества через принуждение и подчинение.
Углубившись в сексологию, у меня начали возникать сомнения.
- Неужели абьюз, насилие, газлайтинг, харассмент - это запрограммированные, эволюционные или общественные явления и человек не имеет контроль над собственным поведением?
- Почему в исследованиях мало информации о том, что происходит со взрослыми, которые не прибегают к агрессии в близких отношениях, несмотря на травмирующее прошлое? Как трансформируется этот опыт?
- Почему в одной ситуации супруг нападает на партнера, а в другой нет?
- Какова доля женщин, которые выступают агрессорами по отношению к партнеру?
- Что оказывает влияние на формирование абьюзивной личности?
Знания, освоенные на курсе по основам сексологии, подтолкнули меня больше внимания обратить:
- на теорию привязанности Джона Боулби, которая объединяет социобиологический и психоаналитический подходы;
- на статистику, которая не подтверждает гендерных различий в случаях применения насилия;
- на исследования психологии личности, где есть фокус на особенностях формирования личности;
- на проспективные исследования, которые отражают уязвимость ретроспективных данных и показывают значимость изучения личностей, справившихся с травматичным детским опытом;
- на роль тревоги в ситуации угрозы быть покинутым и униженным, а не только на проявляющийся гнев и ревность;
- на иррациональные убеждения, которыми можно охарактеризовать мышление абьюзивной личности;
- на смысловую нагрузку близости, потому что важно понимать, что закладывает в это понятие человек и как это влияет на его мировосприятие, а значит и поведение;
- на расщепление между публичным и личным “Я”, потому что жертвы насилия часто говорят о партнере как о двух непохожих друг на друга людях в различном контексте;
- на нестабильность самоидентичности у абьюзивной личности;
- на цикличность насилия, которая предсказывает поведение;
- на схожесть с характеристиками пограничной личности и на наличие расстройств личности, что немаловажно, потому что исследования доказывают, что дело не только в опыте, патриархате или нарушениях нервной системы.
Сексология, если изучать ее серьезно, - классное направление.
Мир не переворачивает, но может сделать нас более свободными, позволить нам тщательнее изучать проблемные ситуации, избегать стигматизации и стереотипизации.
Автор: Поленова Натали Германовна
Психолог, Экзистенциальный подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru