Шампанское веками было визитной карточкой торжеств и роскошной жизни, но стремительный рост температуры в Европе и все более нестабильная погода вызывают опасения, что французский регион Шампань может стать непригодным для его производства.
По данным ассоциации торговли шампанским Comité Champagne, в 2022 году из Шампани было отгружено более 325 миллионов бутылок шампанского общей стоимостью свыше 6 миллиардов евро. Крупнейшими рынками сбыта являются США, Великобритания и Япония.
Как уверяют в ассоциации, виноделы в Шампани «по-прежнему уверены в здоровье своего бизнеса». Здоровье климата, однако, ставит будущее напитка под сомнение — шампанским домам придется приспосабливаться, чтобы выжить, и вкус прославленного игристого вина в результате может сильно измениться, пишет CNBC.
Обгоревший виноград — испорченный вкус
Согласно отчету S&P Global Sustainable1, подверженность региона Шампань физическому риску, вызванному засухой, почти утроится к 2050-м годам, что создаст серьезные проблемы для виноградников.
В отчете риски засухи оцениваются по шкале от 1 до 100. Прогнозируется, что в Шампани они вырастут с нынешних 16 до 43 к 2050-м годам, а затем удвоятся до 88 к 2090-м, если не будут внесены изменения в текущую климатическую политику.
Но засуха — не единственный фактор, который может препятствовать производству. Погода становится все более неустойчивой, в последние годы участились пожары, наводнения и заморозки. И даже если виноград приспособится к новым климатическим условиям, это может необратимо повлиять на развитие его плодов.
«Если виноград подвергнется воздействию слишком экстремальных ультрафиолетовых лучей, он получит эквивалент нашего солнечного ожога, и это повредит вкусу», — сказал CNBC основатель английского винного ритейлера Grape Britannia Мэтт Ходжсон.
Дополнительное тепло также может изменить кислотность винограда, что придает шампанскому его свежесть и «неосязаемую живость и пикантность», добавил он.
Международные бренды осознают проблему. «Мы признаем влияние изменения климата на все терруары Moët Hennessy, но в разной степени. Больше, чем когда-либо, мы работаем над адаптацией», — сказала изданию директор по устойчивому развитию подразделения вин и спиртных напитков LVMH, Moët Hennessy Сандрин Соммер.
Когда сладость не в радость
Чтобы иметь право называть игристое вино шампанским, недостаточно просто выпускать его в одноименном регионе Франции. Необходимо соблюдать длинный список правил, в числе которых конкретные методы работы с виноградниками, закупка винограда из определенных мест, особые методы его прессования и использование только избранных сортов. Запрещены пестициды и дополнительное подкисление.
Но местные винодельни вынуждены корректировать свои производственные процессы, чтобы продолжать выпускать шампанское в строгих рамках правил. Так, представитель Champagne Taittinger Клэр Саразин рассказала, что 20 лет назад сбор урожая происходил в конце сентября — начале октября, а сейчас — в конце августа и начале сентября.
Изменение температуры также означает, что шампанское становится слаще. «У нас так много солнца и так много сахара в основном в соке, что больше не нужно добавлять сахар. Пока это не проблема, но мы должны об этом позаботиться», — сказала Саразин.
Перемены уже заметны
По мнению критиков, некоторые сорта легендарного вина уже сильно отличаются по вкусу от того шампанского, которое люди пили много лет назад. Вкус становится более зрелым и насыщенными, что приближает игристое к другим белым винам.
Дома шампанского используют разные подходы к сохранению своего будущего в отрасли, в том числе присматриваются к местам с климатом, похожим на Шампань. Taittinger стал первым домом шампанских вин, инвестировавшим в английские игристые вина еще в 2015 году, за ним последовал Pommery в 2016 году.
Но предпринимаются шаги для сохранения различий между продуктами английского и французского производства. Английское игристое вино Taittinger, например, предназначено исключительно для британского рынка, чтобы избежать «каннибализации» его оригинального продукта.
Отвечая на вопрос, возможно ли, что шампанское больше не будет производиться в регионе Шампань, представители Taittinger сказали, что у бренда «более позитивный» взгляд, и что Comité Champagne изучает такие возможности, как выращивание новых сортов винограда. Однако организации еще предстоит найти сорт винограда, отвечающий высоким стандартам, необходимым для производства шампанского.
Длинный список правил, необходимых для изготовления шампанского, также может быть адаптирован, поскольку регион надеется остаться в бизнесе. Но останется ли тогда шампанское таким, каким мы его знаем?
Это может быть что-то новое и приятное, но именно тот вкус, который ценят любители напитка, вряд ли сохранится, если правила производства изменятся, полагает Ходжсон из Grape Britannia. С другой стороны, когда речь идет о выборе между трансформацией и угрозой полного вымирания, «было бы самоубийством не рассматривать альтернативы», добавляет он.
Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»