Когда президент страны поставил ребром вопрос о необходимости пересадить "всё это чиновничество наше замечательное" на автомобили отечественных брендов, возникло ощущение дежавю. Так, в 1997 году бывший глава государства Борис Ельцин с подачи политика Бориса Немцова подписал распоряжение о запрете закупки иномарок для правительственных чиновников. В 1998 году мэр Москвы Юрий Лужков поддержал идею создания люксовых вариаций "Москвича" и использования их московскими чиновниками. Поначалу такие инициативы находили всеобщую поддержку, но постепенно сходили на нет из-за тихого саботажа умудрённого в интригах чиновничества.
Мне было интересно для начала сопоставить мощности отечественного автомобилестроения и численность славной бюрократии. В конце 2019 года Минфин называл цифру 2,4 млн человек, занятых в государственных и муниципальных органах. Через какое-то время, в 2021 году Росстат оценил численность служащих и работников по категории "Государственное управление, обеспечение военной обязанности, социальное обеспечение" в 3,3 миллиона. То ли число чиновников выросло, то ли другая методика подсчета использована. Понятно, что среди них немало рядовых и технических работников. И всё же потребность в служебных автомобилях измеряется, наверно, даже не в десятках, а сотнях тысяч.
В Минпромторге отрапортовали, что российские предприятия смогут удовлетворить потребность в автомобилях для госструктур. Если взять самый массовый автомобиль, Lada, то в 2022 году их произведено примерно 200 тысяч. И вряд ли они придутся по вкусу нашим парламентариям или чиновникам из министерств высокого ранга. Есть информация, что АвтоВАЗ в следующем году может начать производство нового удлинённого седана Lada Aura. По словам президента компании Максима Соколова, его можно быстро поставить на конвейерное производство при реализации всех мер господдержки. В частности речь идёт о том, чтобы поддержать его с точки зрения обязательных продаж по госзакупкам, расширить этот перечень на лизинг для чиновников, госслужащих, работников госкорпораций и т.д.
Автомобильный завод "Москвич", бывшее предприятие концерна Renault, начал серийное производство кроссоверов "Москвич 3" в конце ноября 2022 года. За 8 месяцев было произведено 11 тысяч автомобилей, из них за первое полугодие было продано более 4 тысяч. "Москвич 3" представляет собой перелицованную версию китайского кроссовера JAC JS4. Намечены планы по наращиванию уровней локализации и технологической независимости вплоть до 2027 года. Впрочем, и у автомобилей Lada не всё с этим благополучно, так как используется много деталей и узлов ушедшего из России франко-японского альянса Renault-Nissan. Если говорить о российском бренде представительских машин Aurus, то сейчас выпускаются две модели: Aurus Senat и внедорожник Komendant. В России за 2022 год купили 31 автомобиль Aurus. Цена на седан Senat у одного из столичных дилеров начинается от 38 млн рублей. Компания планирует выпустить в 2023 году 200 люксовых внедорожников Aurus Komendant.
Как видим, задача по замене служебных автомобилей с иностранных на отечественные — не из лёгких. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уже высказал мнение, что действующие машины никто утилизировать не будет, однако по мере износа их будут заменять на российские. Задумка с пересаживанием чиновников на "Лады" и "Москвичи" — хорошая, так как бюджетные деньги должны идти в доход российских предприятий и на развитие отечественного автопрома. В условиях нескончаемых санкций со стороны Запада у властей и выбора другого нет. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Читайте по теме: Хватит ли России микрочипов для стиралок, машин и крылатых ракет?