Одной из важнейших задач, связанных с выставочной деятельностью Веломузея, является обеспечение сохранности коллекционных велосипедов при перевозке их от места хранения к месту экспозиции. Обычно велосипеды я перевожу в прицепе длиной 3,5 м. к легковому автомобилю. При этом экспонаты загружаются туда продольно как бы «в две шеренги». Велосипеды разделяются листами вспененного материала, а на все трубы рам и вилок я надеваю разрезанные вдоль трубки из полиэтиленовой пены (утеплитель для водоснабжения). Седла, ручки руля и другие хрупкие элементы дополнительно защищаются мягкими материалами. В кузове прицепа велосипеды фиксируются ремнями.
В ходе перевозок на небольшие расстояния этих мер вполне достаточно для сохранности исторических велосипедов. В июле этого года мне пришлось везти выставку на гораздо большую дистанцию в 2000 километров – в Екатеринбург. Предварительное изучение трассы показало большое количество участков с дорожным ремонтом, а, следовательно, существовал риск сильно «растрясти» экспонаты. Пришлось всерьез задуматься об обеспечении сохранности раритетов.
Основной задачей было надежно отделить велосипеды друг от друга, чтобы избежать трения, а также облокачивания машин на боковую поверхность тента. В результате я решил самостоятельно сварить конструкцию, которую можно было бы в одиночку загрузить в прицеп и использовать для надежной перевозки разнообразных исторических велосипедов. Материалом для конструкции послужили стальные трубы прямоугольного и квадратного сечения, имевшиеся у меня в наличии. Сварка производилась обычным инвертором при помощи 2-мм электродов. Я не пошел по пути изготовления индивидуальных креплений под каждый велосипед из двух соображений – во-первых, на разные выставки я вожу различные по габаритам, диаметру колес и конструкции велосипеды; во-вторых, я заинтересован в сохранении возможности одновременной перевозки как можно большего количества экспонатов. Поэтому была спроектирована пространственная рама с выемными элементами, позволяющими загружать велосипеды один за другим и разделять их вертикальными стойками. Нижняя горизонтальная замкнутая часть рамы входит в периметр грузовой платформы прицепа. К ней приварены четыре вертикальных стойки, к которым предполагалось прислонять экспонаты в два ряда. Сверху на эти стойки надеваются горизонтальные элементы с короткими вертикальными направляющими, обеспечивающими замыкание контуров. К горизонтальным элементам этих контуров приварены отрезки прямоугольных труб, в которые вставляются вертикальные разделители для велосипедов. На все вертикальные элементы были надеты мягкие пено-трубки для защиты экспонатов от трения.
Сразу оговорюсь: всю конструкцию можно было изрядно облегчить, используя для изготовления нижней основной рамы трубы меньшего сечения, но я исходил из имеющегося у меня в наличии сортамента. На изготовление всей конструкции с доводкой и усовершенствованиями прямо по ходу дела у меня ушло два дня.
Выставочные велосипеды были упакованы, погружены и зафиксированы пластиковыми одноразовыми стяжками. «Ходовые испытания» в виде транспортировки 10 разнокалиберных велосипедов дореволюционного времени из Подмосковья в Екатеринбург прошли успешно, несмотря на мягко говоря посредственное качество дорог. Ничего не поцарапалось и не перетерлось – и это прекрасно! ;-)