В настоящий момент сформирована линейка гражданских воздушных судов, способная удовлетворить спрос всех основных авиаперевозчиков России.
Она включает в себя пять моделей самолетов: это и воздушные суда нового поколения – ближнемагистральный SJ-100 ("Суперджет-100") и среднемагистральный МС-21-310, и ранее разработанные самолеты, в разной степени прошедшие модернизацию,– региональный Ил-114-300, среднемагистральный Ту-214 и дальнемагистральный Ил-96-400М. В ближайшие восемь лет в соответствии утвержденной правительством комплексной программой развития авиатранспортной отрасли будет поставлено авиакомпаниям России более полутысячи машин из этой линейки.
Ранее самолетостроители сосредоточили усилия на новых, конкурентоспособных на мировом уровне программах, таких как SSJ-100 и МС-21, а также на возрождении на современном уровне проекта Ил-114-300.
Однако в изменившихся политико-экономических реалиях приходится учитывать новые факторы, среди которых срочность обновления парка, ограниченность производственных мощностей предприятий, а также неизбежные в новых программах технические риски.
По этой причине предусмотрены поставки коммерческим авиакомпаниям самолетов Ту-214. Также в линейке самолетов появился широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96-400М – увеличенная и модернизированная версия Ил-96-300, выпускавшегося в последнее десятилетие в ограниченных масштабах и только для госзаказчиков.
Ил-114-300
Региональный пассажирский турбовинтовой самолет Ил-114-300, разрабатываемый Авиационным комплексом им. С. В. Ильюшина,– это глубокая модернизация Ил-114. Машина изначально создавалась специально для отечественных местных авиалиний, в том числе для использования в регионах со слабой аэродромной инфраструктурой и в сложных климатических условиях: труднодоступных районах Севера, Дальнего Востока и Сибири. От базовой машины Ил-114-300 отличается рядом новшеств: на самолете установлен современный пилотажно-навигационный комплекс для полетов в сложных метеоусловиях, новые двигатели ТВ7-117СТ-01 с цифровым управлением имеют увеличенную мощность.
Сейчас программа Ил-114-300 находится на стадии сертификационных испытаний и развертывания серийного производства.
SJ-100
Ближнемагистральный пассажирский самолет SJ-100 – это импортозамещенная модификация лайнера SSJ-100, серийно выпускаемого с 2011 года. Свыше 150 "Суперджетов" эксплуатируется в парках девяти российских авиакомпаний, а также у ряда государственных заказчиков. Гармоничное сочетание дальности, вместимости и комфорта SSJ-100 позволило российским авиакомпаниям нарастить прямые перевозки между городами России в обход Московского авиаузла: доля таких авиарейсов в 2023 году достигла 50%.
Сегодня именно "Суперджеты" выполняют значимую долю международных перевозок из России. По результатам 2022 года большинство крупных эксплуатантов самолета улучшили свои экономические показатели – к примеру, чистая прибыль авиакомпании "Азимут" возросла в шесть раз по сравнению с 2021 годом.
После введения западных санкций в сторону ускорения была пересмотрена и программа импортозамещения "Суперджета": подготовка новой версии самолета к первому полету находится на завершающей стадии. В целях ускорения программы испытаний на опытном образце самолета используются те же двигатели SaM146.
На замену этим двигателям параллельно идут испытания ПД-8 на летающей лаборатории Ил-76. В дальнейшем двигатели ПД-8 установят на второй опытный образец SJ-100, который подключится к программе сертификационных испытаний.
МC-21-310
МС-21 задумывался как перспективное семейство среднемагистральных лайнеров, которые возьмут на себя основную долю авиационных перевозок в России. Модификация МС-21-310 – это импортозамещенный вариант самолета МС-21-300 вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Дальность полета и вместимость лайнера позволяют летать по наиболее востребованным маршрутам российских авиакомпаний.
За довольно короткие сроки была решена проблема, возникшая после прекращения зарубежными компаниями поставок материалов для производства уникального по характеристикам крыла МС-21. Теперь для этого используются отечественные материалы. Ускорены сертификационные испытания самолета МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14.
В частично "русифицированном" варианте самолет поднимется в небо уже в нынешнем году, а в следующем году совершит первый полет полностью импортозамещенный МС-21-310. В 2024 году также планируется завершить сертификацию и выпустить первые серийные машины.
Ту-214
Среднемагистральный лайнер Ту-214, впервые поднявшийся в небо в 1996 году, имеет свою нишу в перспективном авиапарке российских компаний. Производство самолета не прерывалось, велось малой серией в интересах госзаказчиков, и часть из ранее выпущенных самолетов Ту-214 может вернуться в эксплуатацию в пассажирском и грузовом вариантах.
Лайнер оптимизирован для полетов на увеличенную по сравнению с более легким МС-21 дальность. В настоящее время идет масштабная технологическая модернизация производителя этого самолета – Казанского авиационного завода.
Самолеты Ту-214 оснащены современными мощными и экономичными двигателями ПС-90А. ПС-90А – турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности, со смешением потока воздуха и газов, общим реактивным соплом и реверсом тяги.
Ил-96-400М
Филиал компании "Ил" воронежский авиазавод ВАСО выпускает дальнемагистральные самолеты семейства Ил-96. Выпуск лайнеров стартовал в 1990 году и велся невысокими темпами в основном в интересах государственных заказчиков. После 2014 года коммерческую эксплуатацию предыдущей версии Ил-96-300 вела только кубинская авиакомпания Cubana.
В настоящее время ВАСО приступил к заводским испытаниям нового опытного лайнера Ил-96-400М, созданного в рамках программы модернизации самолетов семейства Ил-96. Самолет получит новые эксплуатационные и транспортные возможности за счет модернизации пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования, удлинения фюзеляжа на 9,35 м и установки более мощных двигателей ПС 90А1.
Возрождение бренда
Возможно, самым заметным для публики шагом в преобразованиях самолетостроителей стало недавнее решение о переименовании: системообразующая компания дивизиона гражданской авиации получила название "Яковлев". Это решение лежит в русле единого подхода ОАК к наименованиям дочерних компаний, каждая из которых имеет свой основной сегмент в авиастроении: "Туполев" специализируется на стратегической авиации, "Ильюшин" – на транспортных самолетах. Важным для России было и сохранить один из самых известных своих авиационных брендов – Як, Яковлев.
Александр Сергеевич Яковлев – один из великих российских конструкторов, под руководством которого создано порядка 100 серийных летательных аппаратов, в том числе всем известные пассажирские Як-40 и Як-42.
Но главными аргументами в пользу имени Яковлев стали стальной характер Александра Сергеевича, сила воли, стремление к победе, умение в условиях ограниченных ресурсов в кратчайшие сроки организовать коллектив, нацелить его на достижение поставленных целей и добиться решения стоящих задач,– объясняют в "Яковлеве".