Многие уже знают, что сейчас в нашем инфополе иногда говорят о северном морском пути(СМП), как альтернатива южному морскому пути(ЮМП). В данных телепрограммах приводятся разные преимущества СМП, мол тот легче в пересечении, пиратов нет и так далее. Я же хочу разобраться, какой морской путь лучше!
Южный морской путь
Южный морской путь идёт из Европы в Китай, через Суэцкий канал и Малаккский пролив. Также стоит отметить, что традиция перевозить грузы через Суэцкий канал складывалась десятилетиями, и переломить ее в одночасье невозможно. Логистические связи отточены, все работает как часы. Именно этот факт и является основным, в выборе между СМП и ЮМП.
Также стоит учитывать и зоны влияния. Так например, Суэцкий канал контролируют корпорации из Англии и Франции. Также о всей территории ЮМП находятся военные базы разных стран. Так в Африканской стране Джибути, находятся 11 военных баз разных стран, от Китая до Италии. Они контролируют Аденский залив и не дают проход пиратам. Также нельзя забывать о главных выгода получателей ЮМП — Европа и Китай, ведь по ЮМП проходят основные поставки между этими странами.
Если с Европой всё понятно, страны ЕС контролируют Средиземное море и Джибути, то с Китаем всё намного интересней. Китай строит военные и гражданские объекты в Индонезии, Сингапуре, Индии, Шри-Ланке, Бангладеше и Лаосе. Все эти страны находятся недалеко от ЮМП, этими инвестициями Китай наращивает своё влияние! Это и является поворотным моментом во всей этой истории. Для Китая и Европы выгодно пользоваться ЮМП.
Северный морской путь
Северный морской путь идёт уже по Северному Ледовитому океану. В 1991 году Северный морской путь был открыт для международного судоходства. Однако лишь спустя 15 лет, вследствие таяния льдов Арктики, этот маршрут стал привлекать иностранные компании. Так, в 2009 году два коммерческих судна последовали курсом между Европой и Азией через северные воды России. В 2011 году этот путь был избран уже 34 судами (для сравнения, через Суэцкий канал в год проходит 18 000 судов). Также стоит сказать, что у СМП есть большие преимущество по сравнению с ЮМП!
Выгоды использования СМП для транзитных перевозок:
- экономия на топливе из-за сокращения расстояния;
- уменьшение продолжительности рейса уменьшает расходы на оплату труда персонала и уменьшает стоимость фрахта судна;
- отсутствует платёж за проход судна (в отличие от Суэцкого канала);
- отсутствуют очереди (как в случае с Суэцким каналом);
- отсутствует риск нападения пиратов
Но у СМП есть и свои недостатки. Так например многие сильно преувеличивают способности российского ледокольного флота, которые не в состоянии полностью обслужить грузопоток ЮМП.
Заключение
Несмотря на то, что СМП более безопасен и удобен для торговли, крайне маловероятно, что его будут использовать. Всё дело в зонах влияния! Интересы Китая и Европы заключаются в контроле морского пути. Именно поэтому они размещали военные базы по всему ЮМП. Но как обычно, выводы вы делаете сами!