Найти в Дзене
ТРАКТОРНЫЙ ЛИКБЕЗ

КУЗНЕЦ, ДАВШИЙ ИМЯ ТРАКТОРУ: JOHN DEERE ‒ БРЕНД С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

рекламная листовка Waterloo Gasoline Traction Engine Co.
рекламная листовка Waterloo Gasoline Traction Engine Co.

Как я рассказывал в прошлом своем материале, в 1918 году компанию Waterloo Gasoline Traction Engine Co. (из городка Ватерлоо в штате Айова) приобретает фирма Deere & Company (штат Иллинойс). Сделка стала сенсацией того времени ‒ за небольшое по масштабам производство покупатели выложили $2,34 млн! В чем причина такой щедрости? Что ж, давайте по порядку.

К моменту заключения данного соглашения Deere & Company имела в своей продуктовой линейке неплохой набор сельскохозяйственных орудий, в том числе линейку многолемешных плугов. Но чтобы добиться при их эксплуатации максимальной отдачи, требовались тракторы, адаптированные именно к прицепным орудиям Deere.

самый первый плуг Джона Дира
самый первый плуг Джона Дира

Тут следует отметить, что в начале XX века тракторные фирмы в Америке плодиться стали как грибы после дождя. Каждая компания при этом выпускала к своим тракторам свои орудия, не подходившие к тракторам конкурентов. Чтобы проще было понять, вспомним катавасию с зарядными устройствами и кабелями типа Lightning у продукции Apple.

В Deere & Company отлично понимали, что на одних плугах, сеялках и прицепных комбайнах далеко не уехать. Позарез требовался производственный актив, имеющий компетенции в области тракторостроения. Ну и не надо никому объяснять, что маржинальность тракторостроительного бизнеса куда выше, чем просто выпуск прицепных орудий.

В 1914 году Deere & Company сделали попытку разработать самостоятельно трактор и затем организовать его производство. В начале 1915 года они выпустили на рынок свой первый трехколесный трактор, к осени того же года ‒ еще один. Но коммерческого успеха эти конструкции, честно сказать, не снискали. Дабы не распылять попусту финансы и время, в 1918 году топ-менеджмент фирмы принимает грамотное решение не распылять почем зря финансы в попытке догнать грандов, а просто приобрести готовый бизнес со всеми разработками. Выбор пал на Waterloo Gasoline Traction Engine Co. из города Ватерлоо.

трактор John Deere, модель Dane - машина, которую разработали на фирме самостоятельно, но этот продукт не зашел потребителям
трактор John Deere, модель Dane - машина, которую разработали на фирме самостоятельно, но этот продукт не зашел потребителям

Сделка оказалась взаимовыгодной. Deere & Company, стремившаяся завоевать место под солнцем на рынке сельскохозяйственной техники США, получила готовый, хорошо себя зарекомендовавший продукт. А владельцы Waterloo Gasoline Traction Engine Co. сорвали приличный по тем временам куш.

Что ж, дальше, наверное, вкратце следует рассказать о самом Джоне Дире, основателе Deere & Company. Родился он в городе Рутланд (штат Вермонт) в семье эмигранта из Великобритании, работавшего портным. Рано оставшись без отца, Дир пошел подмастерьем к местному кузнецу. Позже решил открыть собственную кузню, для чего взял кредит. Но дела не пошли и в 1830 году под угрозой банкротства парень распродает все имущество и отправляется в штат Иллинойс, оставив временно на прежнем месте жену с пятью детьми.

Джон Дир
Джон Дир

В 1837 году Джон Дир обосновывается в городке Гран Детур, где открывает небольшую кузницу, в которой подковывает коней, лудит чайники и помогает с ремонтом плугов и косилок: занимается в общем всем тем же, чем и Эммет Браун в Хилл-Вэлли в XIX веке, если кто помнит кинотрилогию «Назад в будущее».

Именно в Гранд Детур кузнеца Дира, талантливого механика и изобретателя, осенила мысль создать плуг нового образца и помочь тем самым местным фермерам, испытывавшим трудности с обработкой вязких почв прерий. Дело в том, что плуги, взятые земледельцами с собой из восточных штатов, в большей степени подходили для легких песчаных почв. В Иллинойсе же земля вязкая и тяжелая, поэтому плуги восточных штатов здесь не подходили: каждые 20-25 шагов приходилось останавливать пахоту и счищать с лемеха налипший грунт. Многие из-за этого даже продавали отвоеванные у индейцев наделы скотоводам и перебирались на другие земли.

Дир тщательным образом изучил проблему и пришел к выводу, что правильная форма и отвал плуга будут способствовать самоочищению от вязкой почвы. Так в 1837 году он конструирует свой знаменитый стальной плуг уникальной геометрии, который вскоре пришелся ко двору не только фермерам в округе, но и во всех штатах Америки.

В 1876 Джон Дир начинает устанавливать свой фирменный знак ‒ прыгающего оленя. Почему оленя ‒ все просто. Фамилия кузница Дир (Deere) с английского так и переводится: олень.

-5

Дир, имевший кое-какой опыт в бизнесе, сразу понял, что напал на золотую жилу и, не откладывая дела в долгий ящик, основал с соинвесторами Deere & Company, ставшую известной всему миру. Не прошло и десяти лет со дня создания первого стального плуга, как объемы ежегодных продаж изделий бренда достигли тысячу единиц. В конце ХIХ века, когда Джона Дира уже не было в живых, компания перешла к сыну Чарльзу.

Далее, после смерти Чарльза Дира, в 1907 году руководство бизнесом перешло к его зятю Уильяму Баттеруорту, который и запустил тракторное производство под брендом John Deere. Поначалу Баттеруорт пытался экспериментировать, инвестировав в разработку оригинальной конструкции трактора Dain. Но осознав, сколь тяжелый путь предстоит пройти фирме в то время, как конкуренты будут рваться вперед, Баттеруорт одобрил сделку по приобретению Waterloo Gasoline Traction Engine Co.

Приоритетной моделью попервоначалу становится тот самый Waterloo Boy модель «N». Поначалу с этих тракторов не снимали даже шильдик от предыдущей фирмы, скромно отображая сбоку-припеку марку John Deere.

Waterloo Boy модель "N", он же первый John Deere
Waterloo Boy модель "N", он же первый John Deere

Со временем бренд Waterloo Boy стал уходить в небытие. А Deere за первый год после сделки произвел и продал ны рынке 5 634 трактора.

Трактор Waterloo Boy, доставшийся в «наследство» от Waterloo Gasoline Traction Engine Company, выпускался Deere аж до 1923 года, пока ее не сменила новая модель «D». Это уже была первая машина, разработанная под крылом Deere & Company.

John Deere, модель "D"
John Deere, модель "D"

Трактор получил двухцилиндровый горизонтальный (!) двигатель JD 7.6L, мощностью в 30 л.с. и рабочим объемом в 7,6 литров, работающий на керосине. Силовая установка отличалась особой шумностью, из-за чего потребители прозвали агрегат «Popping Johnnie» («пыхтящий Джонни»).

Трактор мог выполнять работ с трехкорпусными плугами и другими сельскохозяйственными машинами общего назначения. Имеет шкив, позволяющий агрегатировать трактор с молотилкой, пилорамой и электрогенератором.

В 1929 году экспериментальный отдел Deere & Company, руководимый к тому времени Максом Скловски, выдает на гора еще один без преувеличения легендарный трактор ‒ модель «A». Как и предыдущие модели, новая машина получила силовую установку с двумя горизонтальными цилиндрами.

John Deere «A» создавался для прямой конкуренции с пропашными тракторами марки «Farmall». Несмотря на разгар Великой депрессии, модель «А» хорошо продавалась и нравилась потребителям за высокую универсальность. Она стала одной из наиболее популярных машин бренда Deere & Company.

John Deere, модель "A" (еще до того, как к ней приложил руку Генри Дрейфус)
John Deere, модель "A" (еще до того, как к ней приложил руку Генри Дрейфус)

Для еще более эффективного продвижения трактора на рынке, в 1938 году фирма привлекла к сотрудничеству знаменитого промышленного дизайнера Генри Дрейфуса. Его творческие принципы отличались от воззрений иных дизайнеров того времени, в большинстве своем не задумывавшихся, кто именно будет сидеть за рулем. Дрейфус, с целью лучшего понимания запросов потребителей, устраивался работать трактористом, телефонистом, водителем автобуса. Даже в утилитарных деталях, например, как трубка телефона или кожух двигателя, он все делал для удобства пользователя.

John Deere, модель "A" после апгрейда Дрейфусом изменилась неузнаваемо
John Deere, модель "A" после апгрейда Дрейфусом изменилась неузнаваемо

В частности, решетку трактора John Deere «A», прикрывающую радиатор, Дрейфус проработал таким образом, чтобы образовался достаточный шаг между ребрами, чтобы тракторист мог спокойно протереть их рукой в рукавице. Все линии модели «A» отличаются плавностью и стремлением к динамике. Неудивительно, что трактор этот долгое время пользовался спросом не только за надежность, но и за изящество линий и удобство в эксплуатации. Легендарный облик заимствовался затем многими иными производителями, и даже тракторными заводами Советского Союза (вспомнить тот же ХТЗ-7). И если ранее тракторы не отличались особым дизайном, то творение Дрейфуса заставило производителей техники во всем мире задуматься не только о функциональности, но и об эстетической привлекательности железных коней.

В середине 30-х годов John Deere получила тревожный сигнал, когда ее главный конкурент, компания International Harvester, представила потребителям дизельный сельскохозяйственный трактор под индексом McCormick-Deering WD-40.

трактор McCormick-Deering WD-40 от компании International Harvester
трактор McCormick-Deering WD-40 от компании International Harvester

Дилеры Deere, боявшиеся потерять продажи из-за этого более мощного трактора, потребовали от компании ответа. И Deere & Company отреагировала на это тем, что тщательно и методично потратила 14 лет на разработку надежного и компактного дизеля для своих сельхозтракторов.

Фирма долгое время выпускала тракторы Deere, работающие на керосине, с крупным блоком. Это были мощные двигателями, работающие на керосине, и развивавшие весьма приличный крутящий момент. Тем не менее, фермеры умеют считать деньги, и стали массово переходить на тракторы с дизельными силовыми установками. Так что главному конструктору компании Deere Элмеру Маккормику пришлось в 1936 году собрать команду для разработки двухцилиндрового дизеля.

Сначала инженеры работали над процедурой запуска двигателя при помощи отдельного бензинового мотора. Мотор работал до тех пор, пока основной двигатель не прогревался до требуемой степени, чтобы перейти на дизельное топливо. Одновременно парни пытались приспособить 24-вольтовый стартер, способный раскручивать силовую установку. Параллельно они работали над различными конструкциями камер сгорания, которые обеспечивали бы достаточно эффективную степень сжатия для воспламенения дизельного топлива.

К середине 1940-х годов была создана базовая платформа двигателя. Конструкторы Deere & Company все-таки отказались от электрического стартера в пользу «пони-бензинового двигателя» для раскручивания дизеля.

Результат 14-летнего труда был реализован в модели John Deere R. В январе 1949 года первый R сошел с конвейера завода в городе Ватерлоо и был немедленно отправлен в Монтану, где мощные дизельные тракторы пользовались большим спросом.

John Deere R
John Deere R

Усердие, которое инженеры Deere вложили в свой дизель, скоро принесло свои плоды, когда R установил рекорды экономии топлива на испытаниях тракторов в Небраске. Машина прекрасно справилась со всеми тестами. При весе 3,5 тонны трактор R развивал тягу в три тонны на первой передаче.

Этот трактор был первым в ряду тракторов Deere из числа оснащенных независимым приводом отбора мощности (который также приводил в действие гидравлический насос), и первым, на котором имелась комфортабельная кабина.

R, безусловно, пользовался популярностью у фермеров. За пять лет производства реализовали более 21 тыс. единиц. Правда, эти цифры бледнеют по сравнению с моделью А, продажи которой превысили 320 тыс. экземпляров. Но руководство Deere & Company осознало, что R представляет собой будущее тракторной мощности. Настолько, что на смену ему пришла не одна, а две модели: 70-я и 80-я.

Модель 70 Diesel появилась первой в 1953 году, еще до прекращения производства модели R. Значение этого введения заключается в том, что этот трактор был первым дизельным двигателем для пропашных культур в линейке компании Deere.

Модель 80 Diesel поступила на рынок в 1955 году. Она включала в себя многие популярные функции, представленные в 70-х, в том числе такие, как гидравлическая система Powr-Trol, независимый вал отбора мощности и даже гидроусилитель руля.

Сегодня Deere & Company представляет из себя мощнейший конгломерат производств, включающий в себя производственные активы в США, Канаде, Западной Европе, Индии, Аргентине, Бразилии и Южной Африке, где производят сельскохозяйственные тракторы, комбайны, а также промышленное, строительное и лесозаготовительное оборудование, в том числе вилочные погрузчики, экскаваторы и промышленные бульдозеры. Кроме того ‒ другое оборудование: цепные пилы и газонокосилки. А началось все с изобретения кузнеца, выковавшего необычный плуг.