В нынешние времена гидроавиация – это нечто из прошлого, музейная редкость, удел авиалюбителей. А ведь ещё полвека назад гидросамолеты обеспечивали значительную часть перевозок народнохозяйственных грузов в труднодоступных районах Советского Союза.
В те времена ещё было вертолетов, или их было совсем мало, а поверхности рек и озер были идеальным, готовым «аэродромом» в условиях тайги, гористой местности и болот, в связи с чем гидросамолеты служили во многих авиаотрядах советской гражданской авиации, от эстонских озёр до камчатских сопок.
Как я уже писал в своей предыдущей статье, самый первый Ан-2В поступил с завода 14 августа 1951 года в Хатангский отряд Управления Полярной авиации.
Как я уже писал в своей предыдущей статье, самый первый Ан-2В поступил с завода 14 августа 1951 года в Хатангский отряд Управления Полярной авиации.
Тюменской авиации в пятидесятые-шестидесятые годы «посчастливилось» «попутешествовать» по разным управлениям: в 1952 – 1957 гг. авиапредприятия тюменских краёв были подотчетны Западно-Сибирскому теруправлению ГВФ, в 1957 – 1967 – Уральскому управлению ГВФ (ГА). И лишь в феврале 1967 года было образовано самостоятельное Тюменское управление гражданской авиации СССР.
Такие перемещения по бумагам, порою, затрудняют поиски исследователей.
Первым Ан-2В в Тюменской авиагруппе Западно-Сибирского ТУ ГВФ стал СССР-Л3469, поступивший в 48-ю Тюменскую авиаэскадрилью, базировавшуюся в аэропорту Плеханово, в самом начале 1953 года. Здесь стоит отметить, что авиаторы Тюмени получили в своё распоряжение Ан-2В третьими в СССР после полярников и мурманчан.
Скоро к Л3469 добавился второй «водоплавающий» – Л3470. Третий, Л5680 поступил с некоторым перерывом, уже в декабре 1955 года.
Уже через четыре года флот тюменских Ан-2В достиг двадцати единиц, а география полетов простерлась из Тюмени в Тобольск, Ханты-Мансийск и окрестности.
Вторым эксплуатантом Ан-2В в Тюменской АЭ стала 49-я Салехардская авиаэскадрилья. Туда в конце 1955 года с завода в Киеве прибыл Л5682. Практически следом за ним пришли Л5683 и Л5684.
К началу шестидесятых годов в Салехарде было более двадцати Ан-2В, которые работали по заявкам предприятий и геологических партий.
Третьим эксплуатантом стала Ханты-Мансийская авиаэскадрилья, получившая в июле 1960 года Ан-2В СССР-33102.
Позже в Ханты-Мансийск передали несколько «Вэшек» – 01262, 23812, 23816 и др. из Тюмени и Салехарда.
В 1960 году первые Ан-2В получил Тобольский ОАО. Это были самолеты, уже ранее летавшие в Тюмени и Салехарде.
В августе 1962 года Ан-2В начали работать в Берёзовском ОАО, когда с завода поступил СССР-09261.
В 1963 году эксплуатацию поплавковых «Аннушек» начало Сургутское авиапредприятие. Сначала оно получало самолёты из других подразделений, а позже стали приходить и новые машины. Всего в Сургуте было около десятка самолетов. Эксплуатация гидросамолетов в Сургутском ОАО завершилась в 1981 году.
Пик эксплуатации гидросамолётов Ан-2В в Тюменской ОАЭ пришёлся на середину шестидесятых годов. В это время Ан-2В трудились уже в шести авиаподразделениях Тюменской ОАЭ. В летнем расписании движения самолетов Уральского управления гражданской авиации, действовавшего с 15 мая по 15 ноября 1966 года, значатся следующие пассажирские и почтовые рейсы на самолетах Ан-2В:
Березово – Казым
Березово – Нарыкары – Ханты-Мансийск
Салехард – Тазовский
Тазовский – Антипаюта – Гыда
Тазовский – Красноселькуп
Тобольск – Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийск – Тюмень
На некоторых направлениях, таких, как Тобольск – Ханты-Мансийск, Салехард – Тазовский, Ханты-Мансийск – Тюмень было несколько ежедневных рейсов, обслуживаемых самолётами Ан-2В.
Часто пункты назначения рейсов, указанных в расписании, были засекречены и их названия не печатали, оставляя в графах, где должны быть аэродромы вылета и прилёта пропуск. Истинное место прилёта знал только узкий круг работавших или служивших в тех местах людей. Вот, в качестве примера, фрагмент такого расписания с вылетом из Тюмени:
При этом стоить отметить, что работа Ан-2В по заранее утверждённому расписанию составляла меньшую часть. Гораздо чаще гидросамолеты работали вне расписания, обслуживая экспедиции, рыбозаводы, воинские части и места лишения свободы для заключённых. Возможность работы с водоёмов была большим преимуществом в деле тушения лесных пожаров, поэтому несколько Ан-2В в Тюменской ОАЭ переоборудовали в пожарные самолёты, оснастив их ёмкостью для воды и механизмом её сброса в полёте.
К концу шестидесятых годов в Тюменском управлении гражданской авиации появилось много вертолётов, в том числе новых тогда мощных и грузоподъёмных Ми-6 и Ми-8, которые взяли на себя большинство функции, ранее выполнявшихся гидроавиацией. И «водоплавающий» Ан-2 стал потихоньку сдавать позиции. К началу семидесятых годов рейсы на Ан-2В исчезли из расписания движения Тюменского УГА. Гидросамолеты стали передавать из крупных авиаузлов в отдаленные районы: в Тазовский, Тарко-Сале, Урай, Надым.
Работа гидросамолетов продолжалась по заказу с экспедициями, рыбозаводами и другими учреждениями. Массовый вывод Ан-2В из эксплуатации пришёлся на начало восьмидесятых годов. Остатки флота тюменских Ан-2В списали или переделали в обычные Ан-2Р в 1983 году: в Тазовском и в Тарко-Сале – в апреле, в Салехарде – в декабре.
Ниже - небольшая галерея работы ханты-мансийских Ан-2В в конце 70-х - начале 80-х гг. Взяты из группы «Мы - гидристы» в социальной сети Одноклассники.
Предыдущая статья по теме: Ан-2В в Красноярском управлении гражданской авиации.
Спасибо за внимание.