Мотобол – молодой технический вид спорта. Точка отсчета начала его развития у нас в стране 1963 год, когда было проведено первое соревнование на Кубок журнала «За рулем», затем чемпионат России, чемпионат Советского Союза, Кубок Советского Союза, чемпионаты республик и областей. Надо сказать, что с появлением в стране мотобола случился невероятный ажиотаж и интерес к этому виду спорта во всех слоях общества, команды открывались одна за другой. К середине семидесятых в стране насчитывалось более двухсот команд. География нового вида спорта завораживала. Команды появлялись в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Киев, Новосибирск, Красноярск, Омск, Алма-Ата, так и в регионах – Нечерноземье, Украина, Прибалтика, Поволжье, Сибирь, Средняя Азия, Закавказье, Северный Кавказ.
Такое интенсивное развитие мотобола продолжалось до конца семидесятых. Далее с начала восьмидесятых ажиотаж вокруг мотобола начал спадать. Стали закрываться некоторые команды из бывших мотобольных центров. Чувствовалось, что к мотоболу проявляют недостаток внимания люди, отвечающие за спорт, в стране, телевидение, пресса. Девяностые годы можно назвать черной полосой в судьбе молодого технического вида спорта, когда десятками начали закрываться команды. Специалисты и любители мотобола, анализируя состояние любимого вида спорта, остановились на основных причинах, затормозивших прогресс в развитии мотобола. Основная причина, помешавшая дальнейшему развитию молодого вида спорта, заключалась в том, что руководящим органом мотобола было общество ДОСААФ, основной задачей которого была подготовка резерва Советской Армии, а спортивные дисциплины являлись второстепенными. В лихие девяностые, когда в стране шла перестройка, мотобол был брошен на самовыживание, материально технической базы не стало. Есть и еще одна важная причина – мотобол в девяностые в основном культивировался в сельской глубинке, которая больше всего и пострадала от ельцинских реформ. Еще одна немаловажная причина – это общее руководство спортом. Вспоминая наше время и, сравнивая его с настоящим, видишь, что в мотоболе не осталось настоящих деятелей всей душой переживающих за будущее этой интересной игры. Канули в лета такие действия, как встречи по экспериментальным правилам, позволяющие определить правильное направление развития этого вида спорта. Надо отметить, что развитие европейского мотобола в большой мере зависит от развития мотобола у нас в стране, и мы как лидеры этого вида спорта, несем за его развитие главную ответственность. Инертное отношение к правильному и поступательному развитию игры недопустимо, так как европейские партнеры берут с нас пример. И один из факторов развития – это использование полей с правильным покрытием. В Европе наш отказ от гаревых полей оказался заразительным, и многие французские команды закатали поля асфальтом. Грустно писать об этом, но это так. Хочется верить, что мотобол вернется на путь своего удивительного поступательного развития 60-х и 70-х годов. Не надо изобретать велосипед, который уже давно изобретен, его надо только совершенствовать. А так же мы знаем, что только идущему вперед покоряется дорога.
Андрей Резников
змс СССР по мотоболу.