Найти в Дзене
Тихий океан 1/72

Bristol Beaufighter на Тихом океане. Австралия.

Тяжелые истребители - весьма специфичное оружие, способное "выстрелить" только в случае правильного использования в нужное время и в нужном месте. Многочисленные зарубежные аналоги, плюс-минус одногодки Bristol Beaurighter ( Me-110, Ki-45, J1N1, Пе-3, P-70, Potez 631) либо вообще не "выстрелили", либо прошли долгий путь метаморфоз, прежде чем стать грозным и эффективным оружием.

Минская фабрика игрушек не грешила душой, когда на коробке бывшего Фроговского "Бьюфайтера" для отечественного потребителя писала "Морской штурмовик". Ударные версии самолета прославились как раз над морем. Здесь арт самой известной операции с участием "Бьюфиков" на Тихом океана, правда операции с "душком": Битвы в море Бисмарка, 2-4 марта 1943 года. "Beaufighter" Mk IС, с/н  A19-15, 30-ой эскадрильи RAAF обрабатывает японские транспорты. Машины в этой операции не несли ракетно-бомбового вооружения, только хардкор, только пушки.
Минская фабрика игрушек не грешила душой, когда на коробке бывшего Фроговского "Бьюфайтера" для отечественного потребителя писала "Морской штурмовик". Ударные версии самолета прославились как раз над морем. Здесь арт самой известной операции с участием "Бьюфиков" на Тихом океана, правда операции с "душком": Битвы в море Бисмарка, 2-4 марта 1943 года. "Beaufighter" Mk IС, с/н A19-15, 30-ой эскадрильи RAAF обрабатывает японские транспорты. Машины в этой операции не несли ракетно-бомбового вооружения, только хардкор, только пушки.

"Бьюфайтер", попавший в серию в 1940-м году и созданный в кратчайшие сроки на базе бомбардировщика Bristol "Beaufort", не обладал, как и зарубежные коллеги аналогичного назначения, выдающимися ЛТХ и встречи с обычными, "человеческими", истребителями были самолету противопоказаны, однако грамотное использование давало возможность минимизировать "минусы" и раскрыть "плюсы".

Уже первая модификация ночного истребителя 1940-го года, "Beaufighter" Mk IF, несла бортовой радиолокатор, поднимавший эффективность ночных перехватов на совершенно другой уровень, а первую, условно "штурмовую" модификацию Mk IС , с дополнительными топливными баками в крыле, планировали использовать над морем, где если и встречался воздушный противник, то как правило вполне "по зубам" нашему герою.

Традиционно для техники британского производства, сами англичане (RAF) использовали "Бьюфики" на Дальнем Востоке, на так называемый Бирманском фронте . А уже на Тихом океане свирепствовал Доминион, австралийцы (RAAF). Именно о них и рассказ.

Bristol Beaufighter Mk IC 30-ой эскадрильи RAAF в интересном положении. 7-го июня 43-го года такое интересное, а главное, не редкое положение обеспечил отказ гидравлики. После аварии машина в боях больше не участвовала.  Хотя модификация Mk IC была самой воюющей модификацией австралийских "Бьюфиков", данный экземпляр прославилась только картинкой на носу (любимым моделистами Nose Art).
Bristol Beaufighter Mk IC 30-ой эскадрильи RAAF в интересном положении. 7-го июня 43-го года такое интересное, а главное, не редкое положение обеспечил отказ гидравлики. После аварии машина в боях больше не участвовала. Хотя модификация Mk IC была самой воюющей модификацией австралийских "Бьюфиков", данный экземпляр прославилась только картинкой на носу (любимым моделистами Nose Art).

Австралийцы озаботились дальним истребителем, способным действовать над океаном, еще в 1939 году, когда "Бьюфайтер" был в лучшем случае на уровне прототипа. От японского авиапрома откровений не ждали (и напрасно) , поэтому сравнительно тихоходный (примерно 520 км/ч), девятитонный истребитель с огромной дальностью полета , под 3000 км, и очень полезным в дальних перелетах членом экипажа - штурманом, рассматривался как вполне себе полноценный истребитель.

Поставки начались в апреле 42-го, когда уже никто не питал никаких иллюзий на счет "полноценного истребителя" и растянулись на годы: в 42-ом году было поставлено 72 машины модификации IC, в 43-ем - 64 машины модификации VIC, в 43-ем и до июля 44-го - 81 машина модификации Mk X и Mk XIС. Итого 217 тушек. Основное отличие модификаций было по двигателям и возможности использования подвесного вооружения. Ночных истребителей не поставлялось. Совсем.

Вся импортная мат-часть была освоена и деятельно использовалась-утилизировалась двумя специально созданными в 42-ом году эскадрильями дальних истребителей: 30-ой и 31-ой (30th, 31th Sqn RAAF).

Bristol Beaufighter Mk IC тоже 30-ой эскадрильи RAAF. Машина, изначально несущая британский "морской" камуфляж TSS, была позднее перекрашена в "австралийские" цвета. Целомудренный Pin-UP, если сравнивать с аналогичным американским творчеством,  оставили. 27-го июля 43-го, во время штурмовки, зенитный снаряд оторвал законцовку крыла. Машина домой дотянула, мало того, пережила войну.
Bristol Beaufighter Mk IC тоже 30-ой эскадрильи RAAF. Машина, изначально несущая британский "морской" камуфляж TSS, была позднее перекрашена в "австралийские" цвета. Целомудренный Pin-UP, если сравнивать с аналогичным американским творчеством, оставили. 27-го июля 43-го, во время штурмовки, зенитный снаряд оторвал законцовку крыла. Машина домой дотянула, мало того, пережила войну.

Уже в январе 43-го, когда австралийцы по сути только начали по-настоящему использовать "Бьюфики" в боях, было принято решение заменить на сборочной линии производимые по лицензии Bristol бомбардировщики DAP "Beufort" на "Бьюфайтеры". Сказано-сделано. Документацию на модификацию Mk X англичане передали госкомпании DAP (Department of Aircraft Production), "Бьюфики" с "Бофортами" конструктивно были почти родственниками, дело пошло споро и в сентябре 44-го в строевые части стали поступать новые машины модификации Mk 21, отличавшиеся от британских Mk X двигателями, наличием автопилота Sperry c характерным наростом-обтекателем перед кабиной пилота и четырьмя крупнокалиберными, крыльевыми пулеметами Browning вместо шести винтовочного калибра. До окончания войны успели передать в ВВС 327 машин, хорошо если половина из которых была освоена строевыми подразделениями: к 30-ой и 31-ой эскадрильям добавилась новая, сформированная в 45-м году 93-я эскадрилья (93th Sqn RAAF) и "безлошадная" 22-я эскадрилья (22th Sqn RAAF), потерявшая мат-часть (Douglas Boston) во время ночных, молодецких авиа-рейдов японцев на Моротаи 22-23 ноября 44-го. Последняя, пятая, 92-я эскадрилья (92th Sqn RAAF), начавшая получать "Бьюфайтеры" летом 45-го на войну не успела.

DAP Beaufighter Mk 21 22-ой эскадрильи RAAF. Борнео. 1945 год. Для моделистов поколения "Кино-Вино-Домино: уже или скоро",  вариант в представлении не нуждается.  Конечно никакие плав-средства крупнее джонки в 45-ом австралийцы атаковать уже не могли (за неимением таковых), но красиво.
DAP Beaufighter Mk 21 22-ой эскадрильи RAAF. Борнео. 1945 год. Для моделистов поколения "Кино-Вино-Домино: уже или скоро", вариант в представлении не нуждается. Конечно никакие плав-средства крупнее джонки в 45-ом австралийцы атаковать уже не могли (за неимением таковых), но красиво.

Что касается боевого применения, то австралийские "Бьюфайтеры" очень часто выступали в почетном и нужном, но рискованном качестве чистых штурмовиков дальнего действия, благо основное вооружение из четырех 20-мм пушек позволяло. Мало того, пушки не редко были единственным аргументом. Нет, с модификации Mk VIC была предусмотрена возможность подвески бомб и без полевых переделок, как на Mk IC, а на Mк X стандартной нагрузкой считалась подвеска двух пятисот-фунтовых бомб (227 кг), однако с одной важной оговоркой: при полетах на ограниченную дальность.

Торпеды не использовались ни разу, Применение ракетного вооружения, НАР RP-3, в принципе предусмотренного для модификаций Mk X, Mk XI и Mk 21, тоже не носило массового характера: первый раз в боевых условиях отстрелялись ракетами вообще только 16-го ноября 44-го года, с "Бьюфиков" Mk 21 31-ой эскадрильи.

Приоритетными жертвами числились аэродромы и всевозможные плав-средства, правда ни об одной крупной, именной посудине, потопленной "Бьюфайтерами", на самом деле неизвестно. При случае доставалось любым обнаруженным объектам, включая зенитные батареи - "дальнобойный" самолет использовали для этакой "свободной охоты".

Слева: «Бьюфайтер» доводит японский транспорт до состояния дуршлага. 3-го марта 43-го, Море Бисмарка. Справа: подобная машина гордо реет над вражьим аэродромом в том же 1943-ем году.
Слева: «Бьюфайтер» доводит японский транспорт до состояния дуршлага. 3-го марта 43-го, Море Бисмарка. Справа: подобная машина гордо реет над вражьим аэродромом в том же 1943-ем году.

Без сомнения, самой известной операцией «Бьюфайтеров» является в участие 30-ой эскадрильи в т.н. «Битве в море Бисмарка» 2-4-го марта 43-года, где тринадцать «Бьюфайтеров» шли во главе основной воздушной атаки на японский конвой, подавляя корабельное ПВО, условно потеряв один единственный «Бьюфик» с выбитым движком севший на брюхо. Ну а сама бойня между Новой Британией и Новой Гвинеей просто показала во всей красе некомпетентность японского командования всех уровней. Сама по себе попытка проводки тихоходного конвоя без серьезного истребительного прикрытия фактически под носом у янки – так себе затея, если не «премия Дарвина» образца 1943-го года. Остальное уже производные. Как результат, почти 3000 погибших моряков и солдат, четыре потопленных эсминца и восемь транспортов. И все это ценой одного сбитого B-17 и трех P-38.

Уничтожением конвоя, как организованной силы, история не закончилась. 4-го марта, янки и австралийцы 30-ой эскадрильи принялись увлеченно расстреливать с воздуха обнаруженные спасательные плоты и шлюпки с выжившими. На робкие послевоенные полу-намеки про какие-то военные преступления и «найдите десять отличий от художеств японцев» следовал уже набивший всем оскомину англо-саксонский ответ: Вы не понимаете, ЭТО ДРУГОЕ.

Сложно сказать, насколько «Бьюфайтер» был действительно эффективен на ниве борьбы с авиацией противника: из от силы восьмидесяти наземных/надводных и тридцати воздушных заявок на победы, так или иначе упоминаемых в литературе, противной стороной подтверждается совсем не много. Основными воздушными «жертвами» была бомбардировщики и гидросамолеты, а стандартным способом ведения воздушных боев с японскими истребителями была вполне разумная тактика «делаем ноги»: например, на полном газу «Бьюфик» Mk IC уходил от Зеро и без пикирования (были прецеденты).

В таких условиях, звания Аса добился только один пилот «Бьюфайтера», комэск 31-ой эскадрильи Реджинальд Л. Гордон (SqnLdr Reginald Lloyd Gordon) – пять официальных воздушных победы и две наземные.

Bristol Beaufighter Mk IC 31-ой эскадрильи RAAF. Пилот: Р. Л. Гордон. На этой машине, 9-го октября 43-го года, пилот заявил сбитыми пару Ki-45 (по крайней мере на один есть железобетонное подтверждение фото-пулемета), однако и его машина была сильно повреждена, совершила аварийную посадку с последующим списанием. Австралийцы не поленились и насчитали в «Бьюфике» Гордона  запредельные пятьдесят дырок от 20-мм снарядов и сто двадцать- винтовочного калибра. Погиб 27.02.44 при облете новенького Mk X.  На малой высоте заглохли оба двигателе, при вынужденной посадке на пути встретилось дерево. Занавес.
Bristol Beaufighter Mk IC 31-ой эскадрильи RAAF. Пилот: Р. Л. Гордон. На этой машине, 9-го октября 43-го года, пилот заявил сбитыми пару Ki-45 (по крайней мере на один есть железобетонное подтверждение фото-пулемета), однако и его машина была сильно повреждена, совершила аварийную посадку с последующим списанием. Австралийцы не поленились и насчитали в «Бьюфике» Гордона запредельные пятьдесят дырок от 20-мм снарядов и сто двадцать- винтовочного калибра. Погиб 27.02.44 при облете новенького Mk X. На малой высоте заглохли оба двигателе, при вынужденной посадке на пути встретилось дерево. Занавес.

И о потерях.

Вообще-то «Бьюфайтер» считался живучим самолетом, избитая машина Гордона не даст соврать, пусть и количество и качество попаданий - явное преувеличение. Известно и о большом количестве машин, получивших боевые повреждения, но вернувшихся домой. И тем не менее...

Итак, 37 машин было сбито огнем с земли, включая девять Mk 21.

Восемь машин сбито в воздушных боях. В пяти случаях обидчиками оказывались Зеро, в одном, уже описанном случае- Ki-45, плюс поплавковый A6M2-N и «неизвестный истребитель» (тип не указан).

Девять машин было уничтожено японскими авиа-налетами на аэродромах. Модификацию Mk 21, припозднившуюся на войну, два последних типа потерь не коснулись – в «ареале обитания» «Бьюфайтеров» японская авиация стала раритетом.

Еще в двадцати случаях причина потери борта неизвестна: могло быть все, что угодно.

Ну и самый занимательный раздел- «небоевые потери».

Во время войны, в авариях и катастрофах австралийцами всего было потеряно 137 «Бьюфайтеров», Особенно пострадали «импортные», британские машины. Чистокровных австралийцев модификации Mk21 потеряно 43 тушки.

То, что в дальних рейдах кончалось топливо, бились о поверхность, перебегающие дорогу в неположенном месте деревья, строения и свою же аэродромную технику, это полбеды, бывает. Борт A19-177 вообще был разбит после «воздушного ДТП» с орлом (птица такая).

DAP Beaufighter Mk21 93-ой эскадрильи RAAF. Австралия. 1945 год. Все по канону. Падения давления масла в левом двигателе – аварийная посадка – в утиль, но уже, видимо, за ненадобностью: неприятность произошла 30-го августа 45-го.
DAP Beaufighter Mk21 93-ой эскадрильи RAAF. Австралия. 1945 год. Все по канону. Падения давления масла в левом двигателе – аварийная посадка – в утиль, но уже, видимо, за ненадобностью: неприятность произошла 30-го августа 45-го.

Настоящая беда, пусть даже субъективно, это отказы техники, после которых уже как-то по-другому смотрится пресловутая ненадежность японской авиа-техники. Глохли в полете двигатели, и по одному, и парами, особенно эпично это смотрелось на взлете – посадке. Отказывала гидравлика, взрывались пневматики, ломались и складывались в самый неподходящий момент стойки шасси. Многие машины после аварий отправлялись в ремонт, но в боевые или даже учебные подразделения больше не возвращались.

Так «Бьюфайтер» был ненадежной машиной? Ответ нашелся в нескольких описанных случаях «каннибализации» на запчасти машин, которые формально можно было восстановить: импорт запчастей через два океана – зло...

*В статье использована информация из открытых источников.