Найти тему

60 лет Ту-134: «свисток» или реактивная лошадка советской авиации

Сегодня ровно 60 лет со дня первого полета одного из самых массовых советских реактивных самолетов — Ту-134. Этому самолету было суждено сыграть основную роль на ближнемагистральных маршрутах большой страны.

Я на фоне Ту-134 в аэропорту Ижевска
Я на фоне Ту-134 в аэропорту Ижевска

Разработка Ту-134 началась в 1960 году. Советскому Союзу нужен был массовый реактивный пассажирский самолет, который мог бы перевозить пассажиров на близкие и средние расстояния, при этом использовать не очень большие взлетно-посадочные полосы. ОКБ Туполева разработало самолет за 3 года. Первый полет состоялся 29 июля 1963 года.

Самолет-памятник Ту-134 в аэропорту Махачкалы. Фото автора
Самолет-памятник Ту-134 в аэропорту Махачкалы. Фото автора

Самолет получился интересный. Двигатели были вынесены в хвостовую часть фюзеляжа, это позволило уменьшить шум в салоне. Хвостовое оперение пришлось поднять вверх. За форму корпуса и особый звук двигателей самолет получил неофициальное прозвище «свисток».

Ту-134 в музее истории гражданской авиации в Ульяновске. Здесь я был три раза. Фото автора
Ту-134 в музее истории гражданской авиации в Ульяновске. Здесь я был три раза. Фото автора

Одна из особенностей Ту-134 — остекление носовой части, там находилось рабочее место штурмана.

Автор канала на месте штурмана. Фото: Сергей Шандин
Автор канала на месте штурмана. Фото: Сергей Шандин

Самолет получился удачным. Серийный выпуск Ту-134 начался в 1966 году и продолжался до 1984 года. Ту-134 летали по всему СССР и за рубежом, поставлялись на экспорт, на основе Ту-134 было произведено много специальных модификаций, включая летающую лабораторию для тренировки космонавтов и самолеты для сельхозавиации.

Ту-134УБЛ — самолет для обучения и тренировок летчиков стратегической и морской авиации. Носовая часть похожа на Ту-22М и Ту-160. Этот самолет летает до сих пор. Фото автора
Ту-134УБЛ — самолет для обучения и тренировок летчиков стратегической и морской авиации. Носовая часть похожа на Ту-22М и Ту-160. Этот самолет летает до сих пор. Фото автора

Я первый раз полетел на Ту-134 в далеком детстве, родители повезли меня к бабушке, для пацана это было незабываемое путешествие. А на днях в Ижевске вместе с Медиаразведкой Туту я посетил один из интересных бортов Ту-134 в ВИП-модификации, на нем летало руководство Республики Удмуртия. Про этот борт я расскажу отдельно.

Ту-134 в VIP-модификации. Он же на первом фото
Ту-134 в VIP-модификации. Он же на первом фото

Еще в прошлом десятилетии Ту-134 можно можно было встретить на пассажирских маршрутах во многих аэропортах России.

Ту-134А-3 компании «Оренэйр» в аэропорту Домодедово. Фото автора, снято в 2011 году
Ту-134А-3 компании «Оренэйр» в аэропорту Домодедово. Фото автора, снято в 2011 году

Сейчас Ту-134 эксплуатируется в Министерстве обороны и на пассажирских линиях в Северной Корее. Самолет устарел физически и морально, но именно Ту-134 стал рабочей лошадкой советской авиации, сделав перелеты доступными и распространенными. Сейчас это уже история.

Наша команда Медиаразведки Туту на фоне Ту-134 в аэропорту Ижевска
Наша команда Медиаразведки Туту на фоне Ту-134 в аэропорту Ижевска

Репортажи по теме:
Главный музей гражданской авиации России
Ту-134, Як-42 и другие воспоминания
Ту-134 на Ходынке снаружи и внутри
Ту-134 в Махачкале: памятник советской авиации
Ту-134: самолет для элиты

Ставьте лайк 👍🏻 и заходите ко мне на канал о путешествиях по России и авиации. Подписывайтесь, чтобы не пропустить авторские материалы. Отдельное спасибо «ИжавиаТур», Туту и агентству по туризму Удмуртской Республики за возможность побывать на борту Ту-134 и прикоснуться к истории.