Среди советских реактивных самолетов Ту-134 был одним из самых массовых, поэтому заголовок может ввести в заблуждение. Однако не торопитесь обвинять автора в незнании истории отечественной авиации. Я расскажу о необычной модификации Ту-134 с VIP-салоном. На нем действительно летала элита.
Из грязи в князи
История борта с регистрационным номером RA-65930 необычна и интересна. Самолет был выпущен на Харьковском авиационном заводе в 1989 году. Это был не рядовой пассажирский самолет, а специальный вариант Ту-134СХ. Индекс СХ говорит о сельском хозяйстве, то есть этот Ту-134 был предназначен для мониторинга почв, наблюдения за посевами, картографирования.
Значительную часть салона Ту-134СХ занимало специальное оборудование для аэрофотосъемки, радиолокационной съемки, спектрометрии, навигации. Самолет мог «видеть» землю и посевы сквозь облака и даже снежный покров. В самолете уменьшили число окон и ликвидировали аварийные выходы.
С эксплуатацией самолета возникли сложности. Требовались полноценные экипажи, а с оплатой в сельском хозяйстве было несладко. К тому же с воздуха частенько фиксировались экологические проблемы, что не способствовало желанию чиновников поддерживать эти самолеты. В 1995 году этот самолет переделали в грузо-пассажирский.
Тут опять возникли проблемы. Уменьшенное число окон Ту-134СХ и отсутствие аварийных выходов не позволяло полноценно эксплуатировать самолет для перевозки пассажиров. Поэтому в 1999 году самолет переделали еще раз, на этот раз капитально: прорезали дополнительные окна, соорудили аварийные выходы, а салоне смонтировали роскошный интерьер для перевозки высокопоставленных чиновников. Эта модификация получила обозначение Ту-134А-3М.
Элитарный Ту-134
Салон Ту-134А-3М оборудован не хуже чем дорогие бизнес-джеты. Здесь дорогая отделка, установлены диван, широкие мягкие кресла, столы.
Чтобы пассажиры не скучали в дороге, в самолете была установлена передовая по тем временам развлекательная система.
Работать на таких рейсах отбирали самых лучших бортпроводников. Нам тоже повезло, нас сопровождала красавица стюардесса авиакомпании «Ижавиа» Наталия.
За салоном для самых важных пассажиров был еще один, для сопровождающих лиц. Там стоят кресла попроще.
В кабине Ту-134 все довольно стандартно. Отмечу, что оборудование самолета находится в отличном состоянии.
Самолет летал до 2015 года. Потом его вывели из эксплуатации, но тщательно следят за сохранностью. На Ту-134А-3М проводят экскурсии, также борт используется для тренировок.
Вот такой интересный борт. Благодарю компании Туту, Ижавиа, ИжавиаТур и Агентство по туризму Удмуртской Республики за возможность побывать на борту уникального самолета и поделиться впечатлениями с вами. Если будете в аэропорту Ижевска обратите внимание на самолет, стоящий чуть в стороне от аэровокзального комплекса. Он совсем не прост.
Спасибо всем, кто ценит и хранит историю отечественной авиации.
Репортажи по теме:
✈ Главный музей гражданской авиации России
✈ Ту-134, Як-42 и другие воспоминания
✈ Ту-134 на Ходынке снаружи и внутри
✈ Ту-134 в Махачкале: памятник советской авиации
✈ 60 лет Ту-134: «свисток» или реактивная лошадка советской авиации
Ставьте лайк 👍🏻 и заходите ко мне на канал о путешествиях по России и авиации. Подписывайтесь, чтобы не пропустить авторские материалы.