Найти тему
Фильманьяк

Пятьдесят оттенков серого (2015) - капля жёсткости в океане ванили

Мизансцена намекает, кто тут папочка.
Мизансцена намекает, кто тут папочка.
Выпускница института благородных девиц Анастэйша Стил отправляется брать интервью у Кристиана Грэя. Молодой миллиардер сходу влюбляет в себя студентку, а позже и сам начинает волочиться за ней. Но билет в счастливую жизнь для Анастэйши оказывается не так прост. Кристиан приемлет только одну форму отношений, в которой мисс Стил приходится разделить его специфичные вкусы...
Любовь - это когда он придерживает ей волосы, когда она перебрала с алкоголем
Любовь - это когда он придерживает ей волосы, когда она перебрала с алкоголем

Почти столетие назад мир сотрясал «Любовник леди Чаттерлей», спустя сорок лет вышла в печать «Эммануэль». Кто бы мог подумать, что в 2011 году, когда порнография стала мигрировать с видеоносителей в свободный интернет, мир вновь содрогнулся с выходом в печать «Пятьдесят оттенков серого» Эрики Леонард, более известной как Э. Л. Джеймс.

Кристиан вроде бы должен быть уверенным в себе благодаря богатейшему опыту в плотских утехах. Но его вульгарные заявления в духе - после меня ты бы ходить не смогла - больше напоминают неуверенного в себе школьника, пытающегося казаться мужиком.
Кристиан вроде бы должен быть уверенным в себе благодаря богатейшему опыту в плотских утехах. Но его вульгарные заявления в духе - после меня ты бы ходить не смогла - больше напоминают неуверенного в себе школьника, пытающегося казаться мужиком.

Собственно, никаких «оттенков» могло бы и не случиться, если бы не вопрос авторских прав. Будущая основа скандального произведения поначалу явилась миру в виде фанфика про Эдварда и Беллу из «Сумерек». Пока Билл Кондон неловко иллюстрировал прелюдию к первой брачной ночи четы Калленов, Эрика Леонард дала волю фантазии, излив на бумаге всё то, о чём Белла лишь мечтала в течение первых трёх серий.

Мистер Грэй говорит, что любовью не занимается, а делает только жёсткие вещи. Но все три серии он делает как раз наоборот, исключительно занимаясь с Анастэйшей любовью.
Мистер Грэй говорит, что любовью не занимается, а делает только жёсткие вещи. Но все три серии он делает как раз наоборот, исключительно занимаясь с Анастэйшей любовью.

Пока сага Стефани Майер была на хайпе, Джеймс, как говориться, успела запрыгнуть на этот самый «хайп трейн», и заработав своему творчеству некоторое внимание, поняла, что можно его монетизировать. И на скорую руку обратила Беллу и Эдварда в Анастейшу и Кристиана. Голодный до новых идей Голливуд конечно же не прошёл мимо бестселлера – и спустя четыре года фильм увидел свет аккурат в канун дня всех влюблённых.

Единственная сцена, в которой любовники дошли до чего-то действительно жёсткого. Все прочие совершенно не вяжутся с психологическим портретом Кристиана.
Единственная сцена, в которой любовники дошли до чего-то действительно жёсткого. Все прочие совершенно не вяжутся с психологическим портретом Кристиана.

Результат – режиссёр Сэм Тейлор-Джонсон разругалась с Эрикой Леонард, фильм фаворит церемонии «Золотая малина», презрительно низкие зрительские рейтинги во всех странах. И многократно окупленный бюджет, прозорливый продюсер Майкл де Лука довольно потирает ручки. Сиквелам быть.

Фаллический символ, подписанный именем объекта обожания. Ну как тут не пошутить?
Фаллический символ, подписанный именем объекта обожания. Ну как тут не пошутить?

Как же так получилось, что фильм, над которым смеялись в кинотеатрах, который получил звание «одного из самых скучных фильмов в истории», заработал такую уйму денег? Неужели дело в том, что экраны давно не сотрясало что-то столь провокационное со времён «Основного инстинкта»? Вовсе нет. Вот уж чем-чем, а «клубничкой» здесь зрителя вовсе не удивить – как и во всём остальном.

Томные вздохи Дорнана - вероятно, худший аспект в его попытках изображать то удовлетворение, что ему приносит насилие, настолько он ненатурален.
Томные вздохи Дорнана - вероятно, худший аспект в его попытках изображать то удовлетворение, что ему приносит насилие, настолько он ненатурален.

«Пятьдесят оттенков серого» по идее должны были стать чем-то занимательным, поскольку постановку доверили Сэм Тейлор-Джонс, которая пришла в режиссуру из профессии фотографа и художницы. Однако весь её обширный художественный скилл укладывается разве что в декорации. Во всём же, что касается художественных решений, связанных с презентацией персонажей, Тейлор-Джонс демонстрирует весьма наивное мышление.

Да и в остальных сценах чувствуется неудобоваримая комбинация. Актёры пытаются выглядеть красиво, а все охи и ахи как будто прописаны сценарием, дабы попытаться задать всей сцене некий «любовный ритм»
Да и в остальных сценах чувствуется неудобоваримая комбинация. Актёры пытаются выглядеть красиво, а все охи и ахи как будто прописаны сценарием, дабы попытаться задать всей сцене некий «любовный ритм»

Хотя есть вероятность, что тут вина в большей степени не режиссёра – против неё сыграло желание угодить фанатам книги, которая как раз и не отличается оригинальностью. Успех этого в общем посредственного произведения заключается в точном определении жанра – «сказка для взрослых». Три книги подряд Джеймс нанизывает на каркас эротических фантазий сюжет о рыцаре без страха, который воплощает все мечты своей пассии, а та, по мере своего раскрепощения, постепенно берёт его в оборот, освобождая от упрёков.

Маловато экранного времени у пышногрудой потешной подружки Анастэйши. Вот уж кто бы с радостью сиганул в «красную комнату».
Маловато экранного времени у пышногрудой потешной подружки Анастэйши. Вот уж кто бы с радостью сиганул в «красную комнату».

Будь у Эрики Леонард хоть немного чувства юмора, Анастейша к концу серии точно стала бы доминой. Пускай эти размышления касаются не первой части трилогии, а всей трилогии в целом, на самом деле они применимы к любой серии – едва ли в просмотре последующих частей можно будет найти что-то новое. Произведение Эрики Леонард остаётся «сказкой» даже будучи перенесённой на экран – это та же скромная красавица и благородное чудовище, которые невольно вызывают ассоциации с «Великолепным веком» и прочей продукцией турецкого и болливудского тв.

Неудивительно, как быстро появилась пародия «Пятьдесят оттенков чёрного». Уж больно много сцен просто напрашивались быть выстебанными.
Неудивительно, как быстро появилась пародия «Пятьдесят оттенков чёрного». Уж больно много сцен просто напрашивались быть выстебанными.

Фильм в самом деле скучен - крайне банальные решения в отображении пробуждающейся сексуальности, Дорнан, неумело играющий эмоциональную скупость своего героя, любовные сцены, решённые в стилистике современных клипов. Большая часть происходящего вызывает скорее не томление, а смех. Смотреть из любопытства «ну что же там такого» в принципе можно – но конечный результат удручающий.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.