Существует теория, что эмоции являются врожденными. Однако только Яак Панксепп получил эмпирические данные, подтверждающие природу нескольких аффективных схем. Экспериментируя сначала на крысах, он выявил семь жестко встроенных подкорковых аффективных схем, присутствующих с рождения, и не требующих научения. Это **поиск (основа всех схем), ярость, страх, игра, любовь, забота (субстрат любви и заботы) и паника.** Он предположил, что эти схемы существуют не просто так, а как системы переработки информации, в которой информация носит аффективный характер для обеспечения выживания. Эти выводы важны не только для понимания эмоционального функционирования, но и синдромов травматического стресса и диссоциативных явлений. **В частности, травматический стресс и травмы раннего детства были связаны с алекситимией, аффективной дисрегуляцией и дефицитом аффективной ментализации.**
Алекситимия – распространенная реакция на психологическую травму. Она связана с трудностями в определении и описании чувств, а также в проведении различия между чувствами и телесными ощущениями при эмоциональном возбуждении. Это не только отсутствие чувств, т.е., отсутствие переживания эмоций, которое обычно включает в себя в себе отсутствие аппетитивных желаний (поисковой активность, направленной на удовлетворение желания), но и отсутствие реакции ориентации или двигательной реакции на новые стимулы в окружающей среде, ощущений в теле, связанных с переживанием определенных эмоций. Алекситимия мешает пониманию, переработке и описанию эмоций. Чтобы понять это явление, необходимо провести различие между эмоциями (относительно кратковременные, ситуативные) и чувствами (более продолжительные, предметные, отражают стабильное отношение). Многие психологически травмированные люди выражают эмоции, особенно бурные, в это же время у них отсутствуют чувства.
Аффективная дисрегуляция означает неспособность управлять своими эмоциональными реакциями. Неуравновешенные аффективные эго-состояния и потеря способности регулировать интенсивность чувств и импульсов были признаны одними из наиболее продолжительных последствий травмы и пренебрежения. По сути, мозг переходит в функционирование, представляющее собой краткую схему эмоционального выражения основных аффективных схем выживания, ускоряя ответную реакцию. В то же время это сопровождается потерей намерения, мотивации, способности к соединению эмоций. Неудивительно, что **алекситимия и дефицит эмпатии связаны с проявлением импульсивного и агрессивного поведения, причем алекситимия связана с именно с импульсивной агрессией.**
Дефицит аффективной ментализации, где последнее было описано как способность читать психические состояния других людей через зеркальную систему мозга, которая позволяет нам разделять чужие эмоции. Жестокое обращение и/или пренебрежение в течение первых двух лет жизни негативно влияет на основную регуляторную систему человеческого мозга, орбитальную префронтолимбическую систему. Т.е. в раннем периоде детства поддержание критического уровня тактильного ввода физический контакт) определенного качества и эмоционального содержания важно для созревания мозга. Такой физический контакт в рамках первичных отношений привязанности, вероятно, важная часть социального опыта, где анатомически отдельные, но функционально интегрированные нейронные сети развиваются и играют роль в ментализации.
Все это становится значимыми мишенями в травматерапии. В самом начале работы я обычно даю небольшое задание, называется 5 фокусов внимания. Я предлагаю с ним ознакомиться и постепенно вводить в свою жизнь, усложняя глубину наблюдения.
Предлагается выделять 5-10 минут по 4-5 раз в день, чтобы сделать скрининг своего состояния, последовательно направляя внимание на:
1. Что я сейчас вижу? Мысленно описывайте все, что находится рядом с вами, неважно, что это – вид из окна, компьютер, телефон, потолок, обои…
2. Что я сейчас слышу? Перенаправьте все свое внимание на звуки. Даже если в помещении тишина, вы удивитесь, но она тоже как-то звучит. Наблюдение за отсутствием звука – это тоже наблюдение.
3. Что я сейчас ощущаю в теле? Удобно ли я лежу/стою/сижу/иду; нет ли у меня дискомфорта в районе шеи, шейно-плечевого пояса, спины; не устали ли у меня глаза от работы за компьютером; не болит ли у меня что-то; в какой позе я сейчас нахожусь, удобной или неудобной…
4. Что я сейчас хочу? Пить, есть, спать, в туалет, прогуляться, поговорить, почитать, посмотреть, заняться сексом, вышивать крестиком, погладить кота, пойти «на ручки», разорвать все на мелкие кусочки, ударить, сломать, заплакать, закричать, сделать себе больно, сделать кому-то больно, спрятаться, исчезнуть, умереть…
5. Что я сейчас чувствую? Это сложная часть задания, поэтому я прилагаю таблицу с разными эмоциями и чувствами, их очень и очень много. Но. Сначала просто попробуйте отловить обобщенное состояние чувства или эмоции. Затем, когда это будет получаться вы сможете положиться на таблицу с более дифференцированным описанием эмоций и чувств. Более того, по мере наблюдения вы заметите, что редко испытываете какое-то одно чувство, очень часто человек одновременно проживает несколько, это называется множественные чувства/эмоции.
По материалам: Нейробиология и лечение травматической диссоциации, 2023. – 640 с. Упражнение: Виктории Плессер.