Интеллектуальные люди, как правило, являются приверженцами знания, и лишь в меньшей степени верят во что-то, не придавая предмету своей веры особой значимости и не навязывая ее другим. Вера же и глубокая религиозность присуща чаще всего недалеким, малообразованным людям, со скудными задатками ума.
Так, в чем же преимущество знания перед верой?
Само знание представляет собой это некую систематизированную информацию, выстроенная из набора элементов, пропущенных через аналитический разбор, и интегрированных в систему. Как правило, каждый элемент системы знаний, пропущен через понимание, а значит человек способен оперировать имеющейся в его багаже знаний информацией. Когда знание пропущено через понимание, то при необходимости нужная информация из всего усвоенного огромного багажа знаний, приходит интуитивно. Тут важно, подчеркнуть, что интуиция невозможна без предварительно собранных и систематизированных знаний. Интуиция не может возникнуть на пустом месте.
Когда, для человека, обладающего системным знанием открывается нечто новое, это новое анализируется им, подвергается проверке, сопоставляется с уже имеющимися элементами системы, после чего интегрируется в нее.
Если же новое знание, противоречит имеющимся в системе элементам, но при этом подтверждено экспериментально, и доказано, то элементы всей системы пересматриваются, некоторые из них архивируются.
Познание - это непрерывный процесс анализа и синтеза, оно требует волевого усилия и интеллектуального включения. Человек познающий, размышляющий, и просто мыслящий, имеет гибкий ум, открыт к новому знанию, готов пересмотреть свои представления.
Вера же избавляет человека от необходимости напрягать мозг. Веря во что-то, человек упирается, как упрямый баран, в некий феномен, который для него становится непреложной истинной. Часто этот феномен представляет собой сущий абсурд. Все мы знаем пример такого абсурда. Две тысячи лет назад существовал некий человек, тире, воплощенный бог, который исцелял людей, оживлял мертвецов, и сам воскрес после собственной казни, после чего он улетел в небо, но, махая ручкой своим ученикам, пообещал вернуться. Бред же? Очевидно, что это бред, но для верующего твердолоба это непоколебимая истина.
И сколько не пытайся верующего твердолоба вразумить, показывая ему всю абсурдность его веры, указывая на противоречивость и неразумность написанного в священных для него текстах, объясняя вредоносность религиозных предписаний, он будет продолжать упираться в предмет своей веры.
Сознание верующего человека закрыто и сужено до необычайно малых размеров, оно отфильтровывает все то, что не соответствует догмату веры.
И самое страшное в вере, скатиться до уровня фанатизма, когда разумное начало отключается полностью, и включаются дикие, примитивные инстинкты.