Найти в Дзене
Усталый пилот

Никогда бы не пошёл в «бомбардировщики», но на этом и пилотаж можно «крутить»

Оглавление

Впервые увидел этот самолёт и его возможности в воздухе на авиационном празднике в Новосибирске, в далёкие уже 90-е. Тогда была «мода» устраивать такие шоу в городском аэропорту, который находился в черте города и обслуживал в то время местные авиалинии. Он прилетел прямо с завода, с рёвом, от которого публика сначала присела, а потом тоже взревела от восторга...

Одно из первых появлений на публике

Сейчас, понятно, там, практически, ничего не осталось. Вроде бы летают маленькие самолёты, выполняют прогулочные полёты над городом, часто вижу пролетающий над нами самолёт, типа «Цесны». А тогда на праздник, на аэродром собиралась очень много народу, всё было заставлено машинами, может из-за этого сейчас такие праздники, которые, надо отдать должное, проводятся ежегодно, перенесли за город, на аэродром Мочище.

Так вот в самый разгар праздника над нами, на высоте, не более 100 метров, с оглушительным рёвом, пронёсся огромный самолёт своими очертаниями напоминавший Су-27, который я уже неоднократно видел ранее, когда служил. Затем он выполнил каскад фигур высшего пилотажа, что было так нехарактерно для его впечатляющих размеров.

Не стоить говорить, что публика, до этого смотревшая только прыжки парашютистов, полёты планеров, Як-52 и вертолётов Ми-2, была в восторге. Это и был Су-34, который тогда начали выпускать на заводе имени Чкалова, он прилетел ещё даже не покрашенный, как положено при передаче в войска.

Советский/российский многофункциональный фронтовой сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, предназначенный для нанесения ударов авиационными средствами поражения по целям противника в оперативной и тактической глубине с сосредоточением основных усилий на удалении 150-600 км от линии боевого соприкосновения в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника и применения современных средств радиоэлектронной борьбы, а также поражения воздушных целей противника днём и ночью в простых и сложных метеорологических условиях. Википедия
Советский/российский многофункциональный фронтовой сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, предназначенный для нанесения ударов авиационными средствами поражения по целям противника в оперативной и тактической глубине с сосредоточением основных усилий на удалении 150-600 км от линии боевого соприкосновения в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника и применения современных средств радиоэлектронной борьбы, а также поражения воздушных целей противника днём и ночью в простых и сложных метеорологических условиях. Википедия

Потом удалось рассмотреть его поближе на дне открытых дверей на этом же заводе в 2014 году, правда, больше приходилось следить за внуком, чтобы не потерять его в толпе. Там же мы увидели и, восстановленный МиГ-3 в полёте.

Такого самолёта ещё не было

Самолёт Су-34, конечно, уникальная машина. Взяв за основу аэродинамическую схему истребителя, конструкторы наделили фронтовой бомбардировщик такой же, как и у истребителя, маневренностью, которая позволяет ему, практически на равных, вести ближний воздушный бой.

Необычно в этом самолёте многое, в том числе и расположение пилотов в кабине, рядом друг с другом. Да и сама кабина, огромная, по сравнению с самолётами данного класса, в которой можно не только постоять, но и полежать, а также приготовить кофе и оправить естественные надобности, если, вдруг, потребуется.

Мы совершенно не в курсе, чем и при каких условиях были сбиты Су-34. Про первый вообще нет никаких четких сведений, кроме снимков обломков на земле.
Мы совершенно не в курсе, чем и при каких условиях были сбиты Су-34. Про первый вообще нет никаких четких сведений, кроме снимков обломков на земле.

В купе с возможностью дозаправки в воздухе, самолёт приспособлен для длительных полётов на все сто процентов.

И попадают в кабину лётчики не через фонарь, а снизу по лесенке на передней стойке самолёта, что тоже необычно. Это, кстати, очень удобно при посадке на аэродромы, где базируются другие типы самолётов, не надо искать стремянку, чтобы выбраться лётчикам из кабины. Ведь на перелётах иногда доходило и до деревянных лесенок, вместо стремянок.

Кабина самолёта имеет титановую броню, что значительно мощнее, чем даже на знаменитом Су-25, а применение титана значительно облегчает конструкцию. Кстати, обратите внимание те, кто сомневался в возможности штурмане управлять самолётом в воздухе.

-4

На этом самолёте ручки управления практически одинаковые у лётчика и у штурмана. Да и по логике вещей в боевых условиях, штурман должен иметь возможность хотя бы довести самолёт до своей территории, если не посадить на своём аэродроме…

Немного о вооружении Су-34

Впечатляет и вооружение самолёта с 12 узлами подвески и возможностью подвесить до 8 тонн боевых средств различного назначения, от НУРСов, до противокорабельных ракет. Также имеется 30-мм пушка, которая может применяться как по наземным, так и по воздушным объектам противника.

Часто по сообщениям из зоны мы слышим о применении высокоточного вооружения, Су-34 как нельзя лучше подходит для этих целей, так как наличие на борту штурмана, позволяет осуществлять такой вид боевого применения, не отвлекая лётчика от пилотирования и противодействия средствам ПВО противника. Самолёт для этого даже оборудован радиолокационной станцией заднего обзора, которая позволяет не только обнаруживать противника в задней полусфере, но и наводить на него ракеты «воздух-воздух».
Самолёт для этого даже оборудован радиолокационной станцией заднего обзора, которая позволяет не только обнаруживать противника в задней полусфере...
Самолёт для этого даже оборудован радиолокационной станцией заднего обзора, которая позволяет не только обнаруживать противника в задней полусфере...

И похоже, что на плечи этого утёнка ложится практически вся работа высокоточными боеприпасами в зоне операции, о которых периодически нам сообщается. Об этом самолёте можно говорить ещё достаточно много, но думаю и этого достаточно, чтобы оценить его по достоинству.

Кстати, в своё время мы с удивлением узнали, что наш знаменитый 18 истребительный авиационный полк, был переквалифицирован в истребительно-бомбардировочный и наш первый командир эскадрильи Виталий Александрович Шабаров, вечная ему память, заканчивал службу уже на Су-24.

Но думается, что любой из лётчиков-истребителей, не отказался бы полетать на таком бомбардировщике, как Су-34. Или я не прав?

-6